О предстоящей брани

Слово  в неделю Мясопустную

«Вставай, Израиль! Довольно тебе бродить вокруг этой горы. Настало время войти в землю, которую Я избрал для тебя, чтобы тебе жить в ней. Землю, в которой течет молоко и мед, землю, в которой растет всё, что надо человеку, чтобы в веселии сердца проводить жизнь свою. Народы, живущие в той земле, заполнили ее всяким беззаконием. Я нашлю на них страх и трепет перед тобою, и ты изгонишь их из этой земли. Они наделали кумиров и идолов и поставили их в каждой роще и на каждом холме и наполнили блудодейством всю землю эту. Ты уничтожишь всех идолов, разобьешь и сожжешь огнем всех кумиров их, и изгонишь с этой земли всех, кто служил им и творил эти мерзости. Ты будешь ходить в этой земле по моим законам и будешь соблюдать все заповеди и предписания, и суды Мои, чтобы жить тебе долго в этой земле и благоденствовать. И я исполню твою жизнь всякими благами, если ты будешь ходить по заповедям Моим».

Семь народов определил Господь для полного изгнания из Земли Обетования: Хеттеи, Гергесеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи, Иевусеи. А остальные народы велел покорить и заставить служить Израилю.

«Когда пойдешь на войну и подступишь к городу, то сначала предложи им мир. И если согласятся и откроют ворота, то всех жителей его обложи данью и дай им работу, и пусть они служат тебе. Если же не откроют ворота и станут воевать, то осади город со всех сторон, пока не победишь их, и тогда убей всех, кто с оружием пошел против тебя».

«Земля Обетованная» – это прообраз Царства Божия. И сегодня Господь говорит нам: довольно ходить вокруг да около, пора войти в Мое царство. Оно не далеко, потому что оно внутри вас. Но как мы жили без Бога много лет, то заполнили это царство всяким беззаконием. И вот теперь настало время для войны. Встаньте и изгоните из своей души семь заклятых врагов Божиих. И если не можете запомнить названия «Хеттеи, Гергесеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи, Иевусеи», то запомните более простые:

Гордыня, зависть, гнев, блуд, чревоугодие, сребролюбие и уныние. И ни одно проявление этих страстей не должно остаться жить в вашей душе. А все остальные желания, влечения и силы вашей души покорите и заставьте служить себе. Человек – существо духовное. Только тогда он человек. Каждый из нас имеет в себе и животную природу, но если останется только животным, то не будет человеком. Человеком он становится, когда подчиняет свою животную природу духовной.

По-другому мы говорим: плоть. Если плоть господствует в человеке, то это так и называется: скотина. Если дух господствует над плотью, а она ему служит беспрекословно, то это называется Человек, и такой Человек достоин всяческого почтения.

Настало время для войны. Господь призывает нас на брань. Завоюйте свою собственную душу, овладейте ею, изгнав из нее семь заклятых врагов Божиих. Уничтожьте всех их идолов и кумиров, которых они поставили в каждой роще и на каждом холме. Любой успех – холм, любое изобилие – роща – тут же становятся в нас местом идолопоклонства. Безбожники и язычники гордятся, величаются, завидуют, гневаются, блудят и объедаются, едва лишь в их жизнь приходит изобилие или успех. Это и есть их ваалы и астарты, ради которых они впадают во все эти мерзости.

Но у вас не так должно быть, говорит Господь. Собирайте плоды трудов – и благодарите. Пользуйтесь благами и веселитесь – и благодарите. Мы должны истребить всякий след присутствия этих идолов в своей душе, в Царстве Божием. А все прочие силы души должны подчинить духу.

Вы выходите на войну и когда подступаете к городу – к своим телесным и душевным силам – предложите им мирно служить вам и Богу. И если согласятся – пусть работают всю жизнь. А если воспротивятся – обложите их осадою со всех сторон, чтобы ни одной лазейки не осталось для греха.

«Но, — говорит Господь, когда будешь осаждать город, и будет в поле возле города дерево плодовое, не погуби его ради осады, оставь его. Ведь война закончится, и ты будешь жить в этом городе и будешь питаться.» Эти слова учат нас мере поста. Мы осаждаем плоть, чтобы истребить грех. Но делаем это для последующей жизни. Мы не должны нанести вред ни телу, ни душе своим постом. Мы не должны довести себя до слабости и болезни. Только грех должен умереть, а способность и желание трудиться ко благу ближнего и отечества для славы Божией, должна окрепнуть. И поэтому, если ближний просит тебя чем-то помочь, а ты говоришь: прости, брат, у меня нет сейчас сил и возможности, потому что пост идет, — ты уже проиграл войну и твой пост напрасен. Грех должен ослабеть, а мы должны быть бодры, подвижны и готовы откликнуться на любую просьбу помочь брату или сестре для их блага, потрудиться для славы Божией. А кто изнурил себя постом до неспособности служить Богу и ближнему – тот и есть настоящий идолопоклонник. Его идол – успех и тщеславие.

Поэтому каждый подумай: какие города ты будешь осаждать, с какими страстями бороться; какие коммуникации должен обрезать, чтобы взять под контроль все пути, по которым осажденный город получает пропитание и поддержку. И осмотрись внимательно, какие плодоносные деревья ты должен сохранить: осаждаешь страсть сребролюбия – подавай решительнее милостыню; осаждаешь чревоугодие и лакомство – учись радоваться простой и грубой пище: ведь и Бог прост, без всяких изысканностей и витиеватостей; осаждаешь блудную страсть – храни себя от объядения, от блуждания глазами, от сквернословия и всякой пошлости; хочешь победить раздражение – понуждай себя дослушать собеседника до конца, заставляй себя молчать, пока в душе кипит страсть; хочешь научиться смирению – научись сначала послушанию. Спроси мужа: что мне сделать? – и сделай. Спроси в другой раз – и сделай. Потом сама подумай: а чтобы он хотел, чтобы я сделала? – и сделай. И знаете, какая наилучшая похвала при этом? – Если он примет это как должное. Значит, ты угадала, значит, он еще в тебя верит. Никакой другой похвалы не ищи уже. Ведь если он удивится и станет благодарить и хвалить за то, что должно быть как само собой разумеющееся, то это значит, что ты уже дело запустила до крайности, и муж уже давно не верит, что можешь быть ему женой.

И помните – не пища или ее отсутствие приближает нас к Богу, а сердечное расположение: едим — и благодарим; не едим – и благодарим; имеем перед собою поприще – благодарим, вступая на него, и благодарим – окончив его. Но даже самые правильные вещи если будем делать с ропотом и недовольством, с превозношением или безразличием – погубим, и никакого блага ближний не найдет в таком нашем труде. Поэтому зачастую стоит сделать паузу: поразмышлять, поискать в душе радостный отклик на предстоящий труд – физический или молитвенный, какая разница, — приблизить этот отклик, чтобы он зазвучал явственнее и громче, и тогда, помолясь, приступай, ведь ты уже почувствовал, что это дело благое. Особенно важно сделать такую паузу, если ты от какого-то увлекающего и страстного дела должен перейти к молитве: надо подальше отойти от страстного состояния, чтобы не погубить всю молитву. Поэтому спешка, в которой мы привыкли проводить все дни, так вредит нашему духовному состоянию. И ей тоже стоит объявить войну сейчас.

И еще сказал Господь: «когда увидишь колесницы врага и множество его, которое превосходит тебя числом, не бойся: Я с тобой. Я пойду впереди тебя и рассею эти полчища».

Нам надо только быть верными и решительными.

Протоиерей Андрей Скрынько

(182)

One Comment

  1. От чего, батюшка, проповеди всегда призывают жену к смирению и послушанию, даже пошагово нам рассказывают батюшки, что есть такое смиренная и послушная жена… и на этом вразумление, как правило, заканчивается. А так хочется, чтобы в продолжении справедливости ради и мужьям заодно рассказали, что есть такое глава семейства и какие у него обязанности и какова его мужская зона ответственности за семью. Иначе выглядит это однобоко, вот муж повелитель и ему одному служи… воспитывать надо всех и женщин сильных, и мужчин слабых, чтобы чётко понимали в чем наши отличия не только в христианском понимании, но и в приложении к повседневной жизни. Да Вы и сами будучи директором Гимназии видите, что все везде держится на женщинах, даже в полных семьях воспитанием мальчиков занимаются матери, это видно по участию в родительских собраниях. У нас в детском саду, у младшего сына, перед 23 февраля у детей было задание нарисовать портрет папы и что-то рассказать о нем. Воспитатели писали прямо на рисунках. Потом все эти рисунки повесили на стену для всеобщего обозрения. Основная масса детей знает своих отцов с точки зрения гастрономических пристрастий, что папа любит кушать, что приготовить, как они по магазинам ходят, иногда в компьютерные игры играют, гуляют, больше всего впечатлило высказывание одной девочки: « мы с папой играем в игру, Кто быстрее включит телевизор!» …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *