Занятие 6

25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Бытие 9)

Хам проклят быть не может, потому что он благословлен уже Богом. Бог Сам Себя отменить не может. Но и проклятие не есть изменение или выражение воли к наказанию, к мести; не есть выражение намерения наслать зло. Бог зла не творит. Зло наступает, когда человек отступает от Бога. Тот поступок, в котором человек обнаруживает свое отступление, становится истоком зла. В данном случае проклятие возвещает, что последствия совершенного поступка вполне проявятся в потомстве Хама. Проявятся сообразно его темпераменту – «жаркий», «страстный». Цинизм, святотатство, кощунство, наглость, животная прямолинейность в половой сфере – его признаки. Эти люди живут мгновением, желая насытить его, прожить наиболее ярко здесь и сейчас. Поэтому страстность – ключевая черта порождаемых этим состоянием души культур.

Народы, населявшие Палестину до прихода туда евреев (ханаанеи, они же финикийцы), а также Средиземноморье и Африку: Кушиты, Эфиопы, Египтяне, Ливийцы — юго-восточный берег Азии, Африка, восточный берег Средиземного моря.

26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

Имя Божие будет прославляемо среди симитов, потому что они будут Божиим народом, Его священством, его провозвестникам всему человечеству. Именно среди них появились все три монотеистические религии. Сим – «имя», «слава» — человек духовный.

Ассирийцы, Евреи, Арамеи (Сирийцы) — Средняя Азия, Аравия.

27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. 

«расширять», «распространять» — вот основа имени.

Распространит – это касается материальной стороны жизни: как пространственно, так и количественно это направление человечества самое обильное. Их порыв всё время обращен вовне – к новым землям и к будущему. Поэтому технический прогресс, господство их цивилизации в мире, культура, постепенно осваивающая и разрабатывающая эстетическое, философское содержание, умножающая знания и овладевающая все новыми горизонтами, где бы они их ни пожелали освоить. Такая их способность коренится в душе, а не в телесной природе, и потому в конечном итоге делает возможным воспринять и проповедь потомков Сима, когда она оказывается тем горизонтом, который они захотели освоить. Поэтому и сказано о шатрах. Эти шатры – символ духовного жилища:

5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды… (Числа 24:5-7)

Германцы, Скифы, Мидяне, Фракийцы, Эллины — восток и север Азии, Индия, Европа, Америка.

Доводя до нас родословную потомков Ноя и всего человечества, Писание настойчиво проводит и мысль о том, что все они совершенно равны перед Богом.

49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. (Исход 12:49)

22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. (Левит 24:22)

14 и если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете; 15 для вас, общество [Господне], и для пришельца, живущего [у вас], устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом; 16 закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас. (Числа 15:14-16)

Перечислим некоторые знаковые имена из родословия потомков Ноя

Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9 он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. 10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. (Бытие 10:8-10)

«Силен» — букв. «богатырь», предводитель». Сеннаар – это Шумер. Нимрод – первый послепотопный царь, притом тиран, обращавшийся с людьми как охотник со зверьми (возможный перевод слов «сильный зверолов перед Господом»).

«Перед Господом» может означать и «против Господа».

Нимрод построил Вавилон и предание сообщает, что и башню Вавилонскую тоже строил он. Города, перечисленные здесь, были найдены и их процветание и могущество относят к 4 – 2 тысячелетию до н.э.

11 Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию… (Бытие 10:11)

Ассур – потомок Сима, потому, видимо, и вышел. Ассирийцы – существуют до сего дня. Они первыми приняли в 1 в. Христианство. Потеряв свою государственность, они, тем не менее, не отказались от своей древней культуры, ни от христианства.

Из прочих потомков Сима назовем Арфаксада, который, если сравнить продолжительности жизни потомков Сима, совершенно точно еще общался с Ноем. По всей видимости, эта возможность именно для симитов была ценна и имела плоды. Таким плодом можно считать и Евера, который был благочестивейшим либо внуком, либо правнуком Арфаксада и дал название своему потомству – евреям, среди которых родился и Авраам, названный Богом Своим другом.

От Арама пошли арамейцы, чей язык был государственным в Ассирии в последние годы ее существования, а позже – в царстве Ахеменидов и был распространен от Египта до Индии, от Аравии до Закавказья. К арамейскому восходят такие алфавиты, как арабский, все индийские, грузинский, армянский и многие другие.

Всего поименовано 70 народов, которые названы языческими (т.е. говорящими на разных языках после столпотворения). В честь 70 народов в праздник Кущей в Иерусалиме, согласно Закону (Числ 29: 12 – 39) приносили в жертву 70 тельцов – по тельцу за каждый народ, дабы процветали и были благословенны все потомки Ноя, где бы они ни жили.

Среди этих 70, считается, был один, который сохранил язык Адама и Евы и в котором по цепочке передавалось Богопознание. Это потомки Сима через Евера и Авраама, ставшие позднее называться Израилем, или народом Еврейским:

Сим, Арфаксад, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра.

1 На всей земле был один язык и одно наречие. (Бытие 11:1)

Можно перевести и как «полное согласие» и как «слова общие» и как «дела общие», и как «слова немногие», достаточные для того, чтобы понимать друг друга. Возможно, в этих словах выражена особенная форма и степень духовной близости этих людей.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Бытие 11:4)

В оригинале же: «чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли», т.е. чтобы нам держаться вместе, чтобы у нас было какое-то общее идеологическое основание. Именно это идеологическое основание предлагается видеть в башне. Но чтобы этим возможно было заняться, необходимо было прежде забыть имя Бога, утратить веру в Него, лишь тогда может стать важным «сделать себе имя».

Интересное предание, показывающее до чего доходит такая самодовлеющая механистическая цивилизация:

Настало время, когда для поднятия корзины с кирпичами на вершину башни должен был пройти целый год. Поэтому, если по неосторожности строителя кирпич падал и разбивался, строителя карали смертью – и все плакали, что труды потрачены зря. Если же с вершины башни срывался человек и разбивался, то никто этого даже не замечал. 

Вавилонская башня – прообраз современного технократизма с его отношением к человеку; символ антигуманной, бессмысленной, самодовлеющей, мертвой механистичности («Апокалипсис» Мела Гибсона).

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Бытие 11:5-7)

И даже такое выражение в оригинальном тексте на этом месте: «чтобы они не слышали друг друга».

Мы многократно в истории можем видеть повторение такого исхода очередного проекта под условным названием «Башня». Собираются народы в могучую империю, имеющую целью господствовать в мире, прославляя имя свое, подчеркивая свое превосходство посредством соответствующей идеологии («мы – арийцы») и вдруг оказывалось, что «один не понимает речи другого»: начинались национальные столкновения, недоразумения, взаимные обвинения, убийства – люди утрачивали общий язык. И башня оказывалась недостроенной и заброшенной.

По преданию, язык первых людей сохранился, потому что в строительстве не участвовал Арфаксад со своими детьми.

В свете этого разделения совершенно особый и значимый смысл приобретает событие апостольской Пятидесятницы, знаменующее начало собирания народов Духом Божиим.

8 Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. 9 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. (Софония 3:8,9)

(109)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *