Неделя о Закхее

Закхей – пропащий человек: он мытарь, а значит – грешник. Ничего доброго ждать не приходится, и он не достоин, чтобы порядочные люди входили в его дом и разделяли с ним трапезу. Таково общественное мнение.

 

Общественное мнение – большая сила, оно может защитить человека, может и убить. Но оно может и ошибаться, как в данном случае. Потому что…

..сегодня надобно Мне быть у тебя в доме…

В этих словах Иисуса выражена как бы обязанность, некоторая необходимость, принуждающая Его к действию – войти в дом грешника. Почему? – потому что сегодня в этот дом пришло спасение, потому что сегодня явлено каждому слепцу, ослепленному общественным мнением,

 что и он сын Авраама,

Вот в чем принуждение, довлеющее над Иисусом Христом:

…ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Вот так: если кому суждено Богом спастись, то Бог не пройдет мимо, забыв об этом долге.

Но чтобы долг возник, надо совершить нечто. Для начала – залезть на дерево.

Залезть на дерево значит стать выше себя, совершив усилие, не страшась насмешек и собственной гордыни. (Причем первое – насмешки — имеют значение только при наличии второго — гордыни). Например,

Я, будучи студентом, упражнялся в беге на короткие дистанции: догнать автобус и успеть запрыгнуть в него. При этом водитель намеренно старался остановиться подальше от остановки, потому что всех желающих не смогли бы вместить и три автобуса. И когда я успевал заскочить в закрывающиеся двери, я, конечно, чувствовал себя на вершине пирамиды естественного отбора – «крутой» парень. Сейчас я никогда не гоняюсь за автобусом – я уже степенный гражданин солидного возраста. Но вот позавчера я решил нарушить это правило и вместо того, чтобы с важным видом стоять 10 минут на остановке, я как мальчишка побежал за подъезжающей маршруткой. А потом до самой своей остановки всё гонял в голове: «и как я при этом выглядел? И что люди подумали, увидев попа в традиционной одежде, несущегося по улице? Да и так ли уж «как мальчишка», или скорее как старый маразматик, забывший, какой год на дворе и сколько уже десятков лет прошло после детства?» Вот она, родная, — гордыня. А тут – на дерево залезть…

Вот идёте вы по улице со своими авоськами или торопитесь, как обычно, к важному делу, и вдруг смотрите – Христос по улице удаляется от вас. Вы сумеете бросить свои авоськи и погнаться за ним, закричать, как тот Вартимей, которого мы в прошлое воскресенье вспоминали: «Иисусе, Господи мой, помилуй меня, остановись же, подожди!..»

Нет, это неправильный вопрос – он слишком фантастический, на него легко ответить утвердительно без всякого сомнения.

Поэтому я спрошу по-другому. А вы сколько раз уже не подошли ко Христу на улице, чтобы сделать то, чего Он от вас ждет? Или скажете, что Христос по нашим улицам не ходит? Или ходит, или вы – неверующие люди. Одно из двух. А раз ходит, значит, в жизни каждого из нас уже была ситуация, когда мы должны были за Ним устремиться. Помните такие случаи? Лично я из своей жизни помню целую кучу таких ситуаций, когда я не подошел к Нему именно по этой причине: для моей гордыни нет страшнее, чем выглядеть по-дурацки. Ведь я же сомневаюсь: а вдруг не Он, а вдруг не я? Поэтому, боясь оказаться в дурацком положении, я как полный идиот шел мимо…

А вот Закхей на дерево залез…

Он залез, потому что был маленького роста.

Низкий рост означает: за спинами других не видно своей дорогисвоей цели – душа окружена сиюминутными хлопотами, навязанными ей обществом, живущим исключительно на потребу пуза.

А когда Закхей полез на дерево, он полез туда ради иного, не ради пуза. И даже не ради любопытства – потому что ради любопытства Христос не пошел бы к нему в дом и не говорил бы о спасении. Не любопытство делает человека сыном Авраама.

Что же сделало Закхея сыном Авраама?

..Все … начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку

Из-за него поносится имя невинного человека, Праведника (это мы теперь знаем, что Христос – Бог и Сын Бога, а тогда еще его считали только человеком) – а из-за меня поносится имя Бога. Как любят обыватели обсуждать грехи священников, да и вообще верующих! А мы им поводов даем немерено… И душа Закхея не могла перенести эти оскорбления в адрес Праведника, он что-то должен был сделать, чтобы Его защитить, отблагодарить за то, что Он вынужден был слышать.

..Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо..

Это уже не просто залезть на дерево, это совсем иное. Про дерево еще поболтают пару недель, да и забудут, а тут – лишиться своего имущества. Об этом ни завтра, ни через год не забудешь, ведь столькими годами наживалось. А ведь надо не просто забыть-незабыть, а ни разу не пожалеть!

Попутно замечу: а жена, которая слышала это, находясь где-то рядышком – неужели промолчала и потом тоже всю жизнь молчала? А ведь не иначе, потому что Господь возвестил спасение всему дому, а не только Закхею. Да он и впрямь блаженный человек, этот Закхейесли у него жена молчит, когда он раздает имение нищим. Представляете себе такую жену – себя на месте такой жены? «Да ведь он детей наследства лишает – не позволю! Да я ради детей у него все отберу и самого выгоню, если он будет угрожать их счастью!» А он лишил их материального счастья ради спасения. Вот такой враг детского счастья. Или благодетель?

Мы способны на такой обмен?

Представьте себе каплю дегтя в банке меда. Да еще умудрилась попасть в самую середину. А вы эту банку хотели понести детям-внукам в качестве гостинца. Понесете? Нет, конечно. Но скажите: неужели в интернете гадости меньше? В том самом интернете, который вы дарите своему ребенку вместе с телефоном? Или дело в другом: ни мы сами уже не помним, ни наши дети еще не знают вкус и запах настоящего меда, если способны есть эту деготную гадость и делиться ею друг с другом. Это означает, что мы не живем уже в пространстве чистой мысли, чистого чувства, чистых желаний. А если вы попытаетесь меня убедить, что ваш ребенок умеет избегать гадостей и использует только красивую и полезную информацию, то у вас вместо головы – ночной горшок.

Так вот, Закхей для своих детей сделал такой обмен: блага материального достатка обменял на благословение Божие.

И возможность такого обмена в жизни каждого из нас существует всегда. Только чтобы увидеть ее, надо сначала

— Захотеть увидеть Истину;

— Ради этого «залезть на дерево»;

— Принять ее в свой дом – в свою жизнь;

— Ради нее выгнать из своего дома – из своей жизни – всю неправду вместе с теми благами, которые она нам сулит;

— И по-настоящему стать детьми Авраама…

Так что, по окончании службы все лезем каждый на свое дерево. И самое главное при этом: думайте только о том, как бы вам Его получше увидеть, и ни грамма не думайте о том, как бы так залезть, чтобы Он вас получше увидел…

 

02.02.2020

Протоиерей Андрей Скрынько

(178)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *