АПОСТОЛ ЛЮБВИ

Слово на Праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Он был сыном Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, отчего Иисус Назарянин знал его с малых лет. Родиной св. Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его жили благочестиво, в ожидании Мессии, и, еще в отрочестве, обучили Иоанна Закону Моисееву и многим добродетелям. Издетства святый Иоанн был помощником отцу своему в его трудах по рыболовству и торговле. Товарищами и единомышленниками Иоанна были жители той же Вифсаиды – брат Иаков, и братья Петр и Андрей, ставшие впоследствии также св. Апостолами.

По сказанию блаж. Иеронима, Иоанн был совсем еще юношей, когда Господь призвал его в число Своих учеников вместе с его братом Иаковом, починивающих сети свои в лодке с отцом их Зеведеем. Благочестивые родители не препятствовали Иоанну и Иакову сделаться учениками Божественного Учителя. И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости. Название «Воанергес» (сын громов), данное Иоанну Господом, кроме сего, указывало на некоторые особенности характера св. Апостола. Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцание в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и, даже, некоторою резкостью. Будучи чистым, добрым, незлобивым и доверчивым, он, в то же время, был полон сильной ревности о Славе Божией. Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9,38-40; Лк. 9,49-50; 54-56). Святой Иоанн полюбил Господа всею силою своего невинного сердца; оттого и он был весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и девственную чистоту. Господь более всех других учеников Своих любил Иоанна и почтил его, как изряднейшего из числа 12 Апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. В то же время Иоанн обнаруживает редкую скромность, и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов, как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Отличительными чертами характера апостола Иоанна были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутыми тонким чувством послушания Воле Божией.  Ни одна черта из жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению – где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью.

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8,34; 1 Ин.3-4; 8-9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу, или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2,22; 4,3). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь. – свет исключает тьму (Ин.1,1-18;1 Ин.5,1-12). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин.1, 1-18; 1 Ин. 5, 1-12).

Так любим был Иоанн Господом, что один только он мог безпрепятственно возлежать на персях Господних во время тайной вечери и дерзновенно спросить: «Господи, кто есть предаяй тя» (Ин. 13,23-25). Но и Иоанн проявил к любившему его Учителю взаимную любовь свою, большую иных апостолов, ибо во время вольных страданий Христа все они, оставивши Пастыря своего, бежали, а он один неотлучно смотрел на все мучения Христовы, сердечно Ему сострадая, плача и рыдая с Пречистою Девою Марией, и, даже не отошел с Нею от пострадавшего за нас Сына Божия до самого креста и смерти Спасителя. За сие и был усыновлен от Господа при кресте Пречистой Деве Марии, и относился к Ней, как матери своей, со всяким уважением и служил Ей до честнаго и славного Успения Ея.

После Успения Пресвятой Богородицы святой Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где ему выпал жребий проповедовать Слово Божие. Местопребыванием апостола был Ефес, в котором он впоследствии и скончался. Плодом неусыпных попечений апостола Иоанна было то, что в Ефесе сохранялось чистое Евангельское учение, так что Церковь Ефесская, по словам святаго Иринея, была истинною свидетельницею апостольского предания.

Во время правления Римского императора Домициана, который воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Связанного апостола доставили в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн претерпел мучения: биение, испитие смертоносного яда, ввержение в котел с кипящим маслом. Из всех испытаний святой выходил невредимым. И вопиял народ: «Велик Бог христианский!». Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его безсмертным и осудил на изгнание на остров Патмос. На острове Патмос, как и в Ефесе, силою Иисуса Христа, святой апостол сотворил много знамений и чудес: исцелял больных, изгонял бесов из людей, разрушал языческие капища, одним словом повергал идолов, обращал языческих жрецов и простых людей к вере во Христа и крестил. Когда Римский престол занял Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, бывших в заточении. Получив свободу, Иоанн задумал возвратиться в Ефес, ибо едва не всех, живущих на Патмосе, он уже обратил ко Христу. Христиане Патмоса попросили его оставить им на память о своем учении Евангелие, которое он там написал с помощью своего ученика Прохора. Ученик сделал копию, переписав Евангелие, которую святой Иоанн оставил на Патмосе, а оригинал забрал с собой; на том же острове апостол написал и Апокалипсис.

Когда святой Иоанн достиг Ефеса, верующие встретили его с радостью неизреченною и с честию. Пребывая в Малой Азии, он не переставал трудиться, всегда уча народ и наставляя его на путь спасения. Последние годы своей жизни Апостол Иоанн проводил в аскетических подвигах: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простыя полотняныя одежды. Когда, рассказывает блаж. Иероним, святой дошел до такой немощи, что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, то он ограничивал свои беседы непрестанным повторением такого наставления: «Детки, любите друг друга!». На закате дней своих святой Апостол пользовался особенной любовью всего христианского мира. Он был в то время единственным апостолом-самовидцем Господа, так как все другие Апостолы уже скончались. Посему многие искали случая видеть Апостола и считали за честь и счастье коснуться его риз. Дожив до столетнего возраста, апостол Иоанн вместе со своими учениками вышел из города Ефеса и повелел им выкопать ему крестообразную могилу, и похоронить его в ней живым. Услышав об этом, христиане Ефеса раскопали его могилу, но тела святого апостола не нашли. Оплакав его честную кончину, они возвратились в город и часто потом приходили на могилу апостола и там молились Богу, призывая на помощь и ходатайство святаго Иоанна.

Кроме великих трудов по распространению христианской веры среди язычников, св. Апостол Иоанн послужил Церкви Христовой еще и трудами письменными. Он написал святое Евангелие, три послания и Апокалипсис, или книгу Откровений. За свое Евангелие святой Иоанн получил название Богослова, т.е. такого повествователя, который в своем Евангелии излагает главным образом не события земной жизни Господа, а возвышенные и глубокомысленые речи о Боге-Слове, т.е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном Возрождении в Духе Святом. Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «Всякий, рожденный от Бога, не согрешит» (1 Ин. 5,18; 3,9). В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором небо сошло на землю, и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы. Так, галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Каждый год, 8 (21) мая, на месте погребения, исходит некий тонкий и чудотворный розовый прах, который верующие собирают для исцеления от различных болезней.

В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование святаго Апостола Иоанна Богослова 8 (21) мая.

Аминь.

протоиерей Александр Немеров

 

(140)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *