Введение Богородицы во храм 

Прийти и зайти в церковь доступно каждому. Не каждому удается встретиться там с Богом. Чтобы эта встреча состоялась, надо совершить всё по-особенному. Настолько по-особенному, что это и назовем особенным образом: нужно ВОЙТИ В ХРАМ. А название сегодняшнего праздника показывает еще одну важную сторону этого священного действия: нужно, чтобы кто-то ВВЕЛ В ХРАМ. Только тот, кто умеет ВОЙТИ сам, может ВВЕСТИ. Все остальные люди приходят и уходят, но вхождение не состоится. Впрочем, большинство и не сожалеет об этом, потому что считают, что и так «достаточно». Поэтому мои слова обращены к тому, кто хочет по-настоящему ВОЙТИ и встретить Бога.  

И первое, что важно понять на этом пути, что настоящий-единственный Храм – Небесный – нам пока не доступен, но есть в душе человека другой настоящий храм, соединенный с единственным-Небесным, а здание из камня или дерева – это его отражение, подобие.

Разве вы не знаете, что вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3: 16)

Прозвучит дерзко, но я бы, по своей педагогической привычке, поправил эти слова: не вы – храм, а: в вас – храмПотому что здесь дело обстоит как с той скульптурой гениального мастера. Его спросили, как ему удалось сделать столь совершенное произведение, а он ответил: я просто взял камень и отсек всё лишнее…

Лишнего много, очень много. С годами всё больше – как же не потерять этот храм в душе своей? Ведь там, в душе, и духов столько живет – не перечислить: дух жадности, дух зависти, дух саможаления, дух веселья и праздности, дух ленивый, дух сонливый, дух обидчивый и дух мстительный и куча всяких еще не-божьих духов. И они у нас получают возможность проявить себя каждый день и растут изо дня в день, потому что мы их кормим изо дня в день. Мы кормим их каждый раз, когда в душе возникает соответствующее состояние, и мы позволяем себе в нем пребывать – в праздности, в раздражении, в обиде, в жалости к себе… А Дух Божий у нас в чести лишь по временам – даже и не раз в неделю, а еще реже. Да и то, как сказать «в чести», если молимся через принуждение, а не по расположению сердца, если в храм идем по долгу, а не по душевной потребности, и радуемся, когда уходим из него, а не пока идем в него.

Вот правда, как я ее понимаю: ВОЙТИ в церковь Божию можно с радостью и с ожиданием встречи с Богом, если прежде удастся ВОЙТИ в храм души и там встретиться с Богом. Собственно, тогда только и захочется пойти в храм каменный, когда в душе узнал храм Божий и почувствовал подобие между ними. И тогда не будет смущать, что в церкви каменной столько лишнего и мешающего, ведь в душе твоей этого не меньше: каждый из вскормленных тобою духов норовит заслонить собою Бога.

Как же нам не позволить заслонить храм Божий, в нас пребывающий, всякими языческими капищами? не заслонить Бога идолами? Как душу свою ввести в храм, который в ней есть, но еще не открылся?

Надо для начала открыть.

А как открывается храм для Бога? — Он строится, потом вычищается от строительного мусора, затем украшается и затем в него вносится жертва Богу. Так со зданием церковным, каменным храмом. Но с храмом души всё очень похоже.

Храм строится по кирпичику, и эти кирпичики – добрые дела для близких. Самое легкое строительство бывает в детстве: энергии целый океан, любовь чистая и искренняя, доверчивость простодушная без всякой корысти. Делайте добро друг другу с детства; получив — передавайте его дальше: получил доброе от мамы – сделай доброе брату, сестре, другу, папе, собаке… Здесь важно хотеть сделать доброе, чтобы доставить радость близкому; потому что знаешь или надеешься, что это его порадует. А чтобы добро получилось добрым, надо просить Бога о помощи и содействии. Ведь неспроста у нас говорят: благими намерениями вымощена дорога в ад — потому что «добро» было без имени Божьего.

Вычищается храм тоже просто: сделал злое – скажи «прости» тому, кого обидел. А потом еще скажи «прости» Богу, ведь Его ты тоже огорчил своим злом.

Как храм украшается? Конечно добрым характером. Будь радушным, вежливым, щедрым, внимательным…

А жертва Богу – дух, сокрушающийся о сделанных грехах. Жертва Богу – отказ от обиды, от намерения побездельничать, от желания оправдаться. Вместо этого надо сознаться, сделать то, что от тебя ждут и сделать это ради Бога.

Потому что главный секрет в исполнении заповеди «возлюби Господа» состоит в том, чтобы делать приятное Ему ради Него, и, делая, призывать имя Его.

Так открывается храм души. А когда в нем состоятся первые встречи с Богом, то потянет в храм-здание, потому что один – подобие другого. А когда есть, что узнавать, то становится радостно от узнавания. Поэтому дети малые в храм стремятся, а подростки избегают.

Всему, о чем здесь сказано, кто-то должен научить. Научить не действиям, а радости. Действия можно вычитать в любой инструкции. Но радость можно только увидеть в глазах, почувствовать в душе, услышать в голосе говорящего, который рассказывает о своей встрече. Унылый христианин не может открыть радость другому. Ищите радостных, не верьте тем, кто умеет только бояться встречи с Богом, а тем более с антихристом. Впрочем, слушайте, что они говорят, и не упускайте этого, но ищите того, кто откроет вам радость встречи с Богом.

И еще одна деталь. Я сравнивал открытие храма души с открытием храма материального. Есть важное отличие: храм души – живой. Поэтому все процессы, описанные в последовательности, для храма души совершаются одновременно, параллельно друг с другом: чистим-украшаем-строим-дарим. А еще обязательно питаем. Без питания не будет расти. Нужна настоящая, подлинная пища, вводящая в жизнь вечную (см.: Иоан. 4: 34; 6: 55).

Так что, кто сегодня готовился войти в храм Божий, чтобы встретиться с Ним – подходите к Причастию, Он Сам зовет…

Протоиерей Андрей Скрынько

4.12.2020

(238)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *