Как правильно погубить свою душу (чтобы спасти ее)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
(Мк. 8: 34-35)

«Кто хочет душу свою сберечь» (слав.: спасти) — что значит «спасти»? От чего спасти?

От смерти. От гибели. От греха – потому что он и есть погибель души. И если грех не победить, то он убьет душу. Надо спасать. И решил я спасать свою душу от греха. Но весьма смущает меня, что при этом я, спасая свою душу, потеряю ее. А это как? Что значит «потеряю»? Вот я ее спасал-спасал, спас, а глядь – потерял, оказывается. То есть смотрю – и не вижу, нету ее. Исчезла? Умерла? Пропала? Зачем спасал тогда? Надо разобраться.

Давайте начнем сначала.

Посмотрел, повыбирал и решил: спасу-ка я для начала свою душу от лени. Вот есть такая проблема: работать ленюсь, молиться ленюсь, читать Писание ленюсь. Даже отдыхать полезным образом – ленюсь, ведь здоровый отдых тоже сопряжен с трудом и усилием над собой. А мне лень. По всему видно, что с лени начать – неплохой вариант. Дальше всё само пойдет… Но только слегка смущает, что лень уж очень обширный грех. Значит, если ее бороть, то во всех проявлениях: буду читать Писание, хотя и не хочется, и здоровый образ жизни вести, и работать буду – надо решить: больше или качественнее? Больше, вроде бы, проще. Но «проще» – опять лень напоминает. Буду качественнее – это труднее.

Начну с последнего: трудиться качественнее, это как? Это значит: добросовестнее, ответственнее. Даже если качество не только от меня зависит, я постараюсь изменить эту зависимость. И вообще, лучше придумаю иной способ выполнять работу, чтобы качество моей работы не зависело от чьей-то недобросовестности. Ну например: мой сменщик оставляет оборудование в неприглядном виде. Мне чтобы нормально работать, приходится за ним убирать, смазывать, настраивать заново и т.п. Вот и буду это делать, не полагаясь на него, а буду сам отвечать за качество…

Но вообще-то, обидно, что сменщик так себя ведет. Раньше мне до лампочки было – сам так делал, а теперь я правильно делаю, а он пользуется, а мне его работу делать приходится – ведь он не настраивает станок, но тоже получает результат лучше за счет моей дополнительной работы. И получает деньги за то, чего не делает, ведь его выработка тоже увеличилась… С этим надо что-то делать. Пристыдить его? После смены специально ему побольше намусорить и станок разладить? Начальству нажаловаться? Какие-то всё некрасивые методы. Пристыдить, вроде бы, неплохой вариант – но не срабатывает… Вернусь к началу: я зачем хотел работать лучше – чтобы денег больше заработать или душу спасать? А раз спасать, то придется выбрать другую модель поведения: буду терпеть, да еще и радоваться, что от моего труда еще кому-то теперь лучше живется. А что он мне спасибо не скажет, это даже хорошо: буду надеяться, что Бог мне воздаст, не забудет. Красиво так всё получается, благородно, на меня не похоже…

Но вопрос о том, как работать качественнее этим не исчерпывается. Буду еще учиться и разряд повышать. До сих пор-то лень было, а теперь я с ленью борюсь. И тут выплывают неожиданные вещи: чтобы по-настоящему качественно работать, надо работать творчески. Но я же творческих талантов не имею! Никогда не проявлялись. Да я и с трудом представляю себе, как это на станке можно работать творчески. Хотя вот есть в другой смене такой специалист. Поучиться у него, что ли? В общем, учиться придется.

И тут еще одна неожиданная вещь: учиться-то я не то чтобы ленюсь, а просто не получается, трудно мне. И тут у меня мысль приходит: а не потому ли я и Писание не читал, что не умею читать? Что читать – это такой специфический труд, которому я не учился после начальной школы нигде и никогда. В смысле, читать меня научили, а читать – нет.

Чувствуете проблему? Слово одно, а значения разные. Это как дети в школе по-английски «читают»: все звуки произнесли, а на вопрос «о чем ты сейчас прочитал?» с обидой отвечают: «а вы не говорили, что еще и переводить надо». Да нет же, не переводить, а понимать надо, ведь для понимания и читается, а не для сотрясания воздуха. И если для того, чтобы понять, надо перевести, т.е. со словарем поработать, толкования-комментарии почитать – значит, надо работать, я же теперь не ленюсь. Но только до чего же мне не свойственна такая работа, сам себя не узнаю…

И тут я уже начинаю догадываться, что молиться я тоже не ленился, а просто никогда не умел. А учиться тоже не умел и творчески относиться к молитве – не умею… Я не умею понимать то, что произносит мой язык. Я не умею заглянуть в словарь, потому что привык всё делать быстро и лишь бы как, а тратить время на необычную работу – не умею. Не умею настроиться на молитву, потому что после азартного футбола или эмоционально напряженного сериала, или после ссоры с женой настроение совершенно немолитвенное. Надо провести сначала работу над собой – успокоиться и мысли направить в правильное русло – а я этого не умею. И вот теперь я придумываю творческие приемы, как настроить себя на молитву: проделать дыхательные упражнения, попробовать медитативные или релаксирующие практики, или наоборот – пару десятков земных поклонов. Но надежнее всего работает, когда я не ругаюсь с женой и не смотрю щекочущие нервы фильмы, не снимаю стрессы с помощью спиртного и не уматываю себя до полного бессилия еще чем-нибудь… И в общем получилась интересная вещь: чтобы перестать быть ленивым, я стал молиться, читать Писание, терпеть обидные выходки людей вокруг себя, работать больше них и не ставить это ни себе в заслугу, ни им в вину; я теперь учусь творчески подходить ко всему, что делаю, да и вообще теперь постоянно учусь. Мне теперь мои знакомые так и говорят: тебя не узнать!

А почему не узнать? Ведь это же я! – или не я? Конечно я, но душа совсем другая. Чтобы ее спасти, пришлось от нее избавиться, погубить всё то, что губило меня. Умертвить в себе мертвую часть души, чтобы оживить живую.

В этой последовательности мысли и трудов вырисовывается интересное понимание греха. В частности, греха лени. Грех лени оказался просто защитным механизмом души от непонятного, от того, что я не знаю, как делать. Это такая ошибочная реакция – более простая и примитивная, вместо творческих подходов и напряженного труда самообразования и самовоспитания.

Вот и всё у меня.

А теперь сами поищите ответ на вопрос: почему мы годами каемся в этом грехе, а на наше усилие жить по вере близкие говорят нам: «ты как верующим заделался, с тобой невозможно стало; раньше ты был лучше, а теперь злой какой-то». Еще есть четыре недели, можно успеть найти ответы и кое-что исправить.

Протоирей Андрей Скрынько

27.03.2022 г.

 

 

(356)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *