Сегодня мы молитвенно вспоминаем мученическую кончину государя-императора Николая и его семьи, и этот день мы именуем праздником, ибо смерть за Христа — это не поражение, а победа!
Царская семья была безжалостно замучена, поэтому может возникнуть вопрос: «Почему члены царской семьи не прославлены как мученики? Почему как страстотерпцы?» В истории Вселенской Церкви есть люди, у которых вера настолько крепка, что они ценят ее больше жизни и могут отдать за нее свою драгоценную жизнь.
Мученик — это свидетель веры, человек, которого лишают жизни за веру во Христа. Члены царской семьи Романовых не были мучениками, потому что их убивали не за веру во Христа, не призывали отречься от Христа, их просто убили, потому что новая власть считала царскую семью для себя препятствием для построения в стране новой жизни. История Русской Церкви знает подобный случай: на заре христианского пути Руси было совершено страшное злодейство. Дети великого князя Владимира, крестителя Руси, Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) были убиты в юном возрасте по приказу их родного брата Святополка, прозванного в народе окаянным, потому что являлись препятствием на пути к Киевскому престолу. Их убили не за веру во Христа, а за их терпение и смирение. Зная, что их брат замышляет убийство, они не испугались и не пустились в бегство. а терпеливо и мужественно встретили свою смерть.
Страстотерпцы — те, кто терпит страсти, т.е. страдания, не как свидетели о Христе, а как последователи Христа в безропотном перенесении страданий и самой смерти.
Царь Николай, хоть и отрекся от престола, продолжал восприниматься как живой символ старой России с ее христианскими традициями. Он отрёкся из лучших побуждений, воспринимая отречение как свою личную жертву, которая поможет его Родине избежать ненужных потрясений. В беседе с одним из генералов он сказал следующее: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину». Однако все произошло с точностью до наоборот, царя ввели в заблуждение, его отречение от престола ввергло страну в состояние анархии и хаоса. Осознание трагедии происходящего не привело бывшего царя в отчаяние, и он сам, и вся его семья сохранили мужество и христианское терпение. Николай Александрович понимал, что у него нет оснований надеяться на милосердие и сострадание новой власти. Только вера в Бога давала ему силы жить и сохранять душевное равновесие, супруга Александра Федоровна и дети венценосной четы также вели себя в высшей степени достойно. Священник, принявший их исповедь, после совершения таинства отмечает: «Господи, чтобы и все дети были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, безусловная преданность воле Божией, чистота помыслов и полное незнание земной грязи страстной и греховной».
Русская Православная Церковь причислила Царскую Семью к лику святых. Для нас государь Николай II — пример человека, который встречается с тяжелыми жизненными испытаниями, ведь не случайно будущий император родился в день памяти Иова Многострадального, ветхозаветного праведника, который с терпением пережил все лишения, выпавшие на его долю: потерю имущества, семьи и здоровья. Царь Николай повторил подвиг Иова в своей жизни лишившись всего, и даже жизни.
Не совместима молитва с ненавистью, лучше тогда не молиться, Сначала следует примириться с врагом, а потом принести молитву и жертву Богу. Лучше всего молитве учит страдание, чтобы обрести силы и жить дальше мы прибегаем к именно молитве. Представим суд Богу, а от нас Господь ждет безропотного перенесения скорбей и тягот нашего бытия и принятие воли Божией — с мужеством, достоинством и смирением. К этому призывает нас Церковь примером своих святых. Дай Бог, чтобы пример жизни царской семьи укрепил нашу веру, чтобы и нам в критических обстоятельствах жизни вести себя, как семья последнего Русского Царя. Аминь
протоиерей Димитрий Кирьян
17.07.2022 г.
(113)