Слово о благодати

Некий человек вышел по весне на поле и стал трудиться, и трудился до самой осени 6 дней в неделю с утра до вечера.

Некий Бездельник наблюдал за этим, удивлялся и подхихикивал: зачем? Вот же растет само собой. Но осенью увидел, сколько чего собрал Труженик, и понял: есть у Труженика секрет, какая-то сила.

Бездельник – человек, которому понравился результат, но от чего результат зависит — он плохо себе представляет. И решил он разобраться, в чем именно сила заключена. И спросил Труженика: «В чем твоя сила? Откуда столько выросло?»

Труженик – человек, для которого всё, что он делает, само собой разумеется, поэтому он даже и не очень понял вопрос. Он постеснялся рассказывать, как он разговаривает со своими растениями, поет им песни, и ответил: «я семена хорошие покупаю».

Бездельник понял, что сила – в семенах и купил хорошие семена. Посадил. Но такого результата не получил. Он огорчился на Труженика: «что-то он от меня скрывает». Спросил снова. Труженик удивился и ответил: «а ты достаточно поливал? Это очень важно – полить вовремя». И подробно объяснил.

Бездельник понял, что сила – в воде. И стал поливать. Правильно поливать, как научили. Однако результат снова был несравнимо хуже. Пошел Бездельник за новым секретом.

«А ты сорняк полол?» – заподозрил Труженик. – «Если сорняк не уничтожить, он силу земли забирает себе».

Так Бездельник узнал, что сила есть и в земле, и что удобрение силу земли может увеличить, но надо еще и направлять силу земли в культурные растения, и не позволять ей растрачиваться на бесполезный сорняк.

Конечно, результат он получил намного лучше своего первоначального, но всё ещё не такой замечательный, как у Труженика. Однако он понял, что Труженик от него ничего не скрывает и готов ему всё рассказывать, и продолжил у него учиться.

Так постепенно Бездельник стал Работягой. Тружеником он себя не смел называть, потому что не умел так, как настоящий труженик. Он узнал много всяких особенностей труда, и понял, что это совсем не простое дело – пользоваться силой, которая содержится и в труде, и в семенах, и в воде, и в воздухе, и в солнце, и в насекомых, и даже в навозе, — но очень интересное и увлекательное, потому что всё вокруг исполнено силы, которой умелый человек распоряжается ко благу всем на радость. И что главная сила во всем этом – умение направлять силу и пользоваться ей.

А теперь поясню, о чем всё это было.

Мы сегодня празднуем память преподобного Оптинского старца Амвросия. Если вы про него уже читали, а большинство прихожан точно читали, то сделайте небольшое усилие и представьте себе, что это вы сидите в очереди у его кельи. Вас терзают сомнения, одолели скорби, кажется, жизнь зашла в тупик. Но вы заходите к нему и видите перед собой старенького, немощного телом человека, и разговор с ним наполняет вас радостью и уверенностью в благополучном исходе вашего дела. Сомнения пропали, скорби превратились в небольшие затруднения, которые вы теперь полны решимости преодолеть. Вы едете домой и удивляетесь, как же в этом немощном теле столько силы, что он и с вами поделился?

Ровно то же мы сегодня читали про апостола Павла. Напомню только такие слова:

…чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 7 – 9)

И в этих словах меня зацепило слово благодать. И про нее я всё это говорил.

Мы много про благодать болтаем, а ничего не знаем. Мы за ней приходим и слышим, что если кто и спасется, то только по благодати; что мы призваны стать сынами Божиими и богами – но не по существу, а по благодати; что в Таинствах церковных принимаем благодать исцеляющую, укрепляющую, побуждающую, вразумляющую и т.д. Но наши представления о ней нелепы.

Вот я вам рассказал притчу о благодати. Возьмите любое дело, в котором вы хотите получить полезный плод. Например, вы хотите вылечиться от болезни, или еще важнее – вы молите о здоровье близкого и родного человека. Вы верите, что Бог в ответ на вашу молитву пошлет благодать и уврачует больного. Он ведь даже умершего сына для вдовы оживил, для него мигрень или гипертония, аритмия или почечная недостаточность – это вообще ни о чем… Сохранить жизнь любимому вами человеку – это же проще, чем воскресить. Благодать всё может.

Всё ли?

Благодать не может вылечить наглеца от наглости, хама от хамства, пьяницу от похмельного синдрома. Благодать не произведет на огороде бездельника богатого урожая, и не поставит в зачетку ленивого студента пятерку за невыученный предмет. Нелепо даже и просить.

Благодать – это сила семени, сила труда, сила воды, сила ума, сила совести, сила добродетели, сила воли и сила Божия, сведенные все вместе в настойчивом усилии ради благого результата.

Оттого, что мы тут даже вместе собрались и молимся «о здравии» твоего пьяницы, он же пьяницей быть не перестанет. Не перестанет, пока себя беззаботного, веселого, безответственного – пьяного, — любит больше чем своих родителей, свою жену, своих детей, свой труд. Ему даже и потерянное здоровье — недостаточный аргумент. А уж тем более твои заочные и тайные молитвы.

Оттого, что мы тут собрались и молимся против врагов, ополчившихся на нас, война не прекратится и европейские народы не воспылают к нам дружелюбием, сгорая от стыда, что были так несправедливы к нам до сих пор. Пока мы не поймем, за что нас не любят, почему не уважают, и не истребим в себе недостойные уважения качества; пока наши чувства превосходства и надмения по отношению к ним зеркальны их чувствам или даже превосходят их, уважению неоткуда появиться. Если мы думаем сдерживать их наглость, то надо как минимум «пахать» от зари до зари с таким напряжением, чтобы быть сильнее их вместе взятых. 145 миллионов русских должны произвести больше, чем 780 миллионов европейцев вместе с американцами. Но самое главное: чего надо произвести больше? Боеголовок? Систем залпового огня? – Если мы рассчитываем на страх, то да. И чтоб всерьез боялись, надо будет показательно применить хотя бы раз. Тогда страх будет. Но не уважение.

А если мы предпочитаем уважение, то надо производить как минимум культурные ценности. Производить свои ценности, а не поглощать их антикультурные отбросы.

А если мы задумаемся о действительном превосходстве и неуязвимости для любого врага, то речь должна идти о духовных ценностях. Но это очень туманная область, в которой сегодня никто не разбирается. Скажу только, что они отличаются от культурных ценностей. Особенно от того, что этим словосочетанием обозначают в современном мире.

Вернусь к замечательной фразе: «довольно для тебя благодати Моей».

То ли Писание так глубоко, то ли велик и могуч русский язык, а может, я не столь умен, но я раздваиваюсь в понимании этой фразы.

Возможно, она означает: «ты имеешь достаточно благодати», не проси больше – больше не нужно. — Тогда о чем же надо просить? – «Господи, расширь мое сердце навстречу заповедям твоим. Открой мне ум, разуметь Писание. Научи меня и буду следовать наказаниям твоим». Вот так: очисти сердце, раскрой ум и прими дар.

Возможно, это означает: «у тебя есть нужное — благодать, а исцеление тебе не нужно», зачем же ты просишь о ненужном? — А о чем нужно просить? — «Не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой, что на всё святая воля Твоя. Руководи моими мыслями и чувствами. Во всех делах наставь и поддержи меня». Но не забывайте, что молитва должна прилагаться к делу. И если вы молитесь за другого, то ваша молитва всё равно должна прилагаться к делу – к его делу. А если приложиться не к чему, то ни благодати не будет, ни результата. Сила останется бессильной.

Представьте: у вас в ящике стола лежат семена, из трубы готово вытечь любое потребное количество воды, солнце светит, на дворе весна, под окном непаханая земля, на которой уже проклевываются первые травинки. Вы как порядочный христианин встали, помолились Богу и среди прочего попросили Его о том, чтобы дом ваш не оскудевал потребными благами. Потом пошли позавтракали и до вечера отправились в интернет изучать, что народ думает о перспективах военной операции. Не кажется вам, что чего-то не хватает в таком отношении к жизни? Что Бог не выполнит вашу просьбу о потребных благах, даже о самом насущном хлебе.

Так что, благодати у нас довольно: и в воде, и в земле, и в солнце, и в воздухе, и в душе, и в руках… Только надо правильно направлять ее действия своим трудом: по заповеди и замыслу Творца, согласно с Его волей, на благо ближним, «никого не смущая и не огорчая». Давайте заключим наше достоинство в таком труде. А к человеку, который имеет и соблюдает свое достоинство, достойно относятся и окружающие. И никто не стремится с такими враждовать.

Чем не национальная идея?

Протоиерей Андрей Скрынько

23.10.2022

 

(168)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *