Об исцелении Гадаринского бесноватого

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос приходит в Гадаринскую страну и находит бесноватого, который много лет был одержим бесами, причём в такой степени, которая нам мало известна. Его заковывали в цепи, он их разрывал и убегал. Он не одевался в одежду и жил не в доме, а в гробах. Гроб – это пещера в которую очень трудно пробраться – её заваливают большими камнями. Вот в таком гробу жил гадаринский бесноватый.

Спаситель, видя его страдания, исцеляет бесноватого. На первый взгляд — против его желания. Тот ведь не говорит: «Исцели» или «Помоги». Он не может сказать: «Помоги», — потому что это «помоги» не идёт из глотки, которая лапой сатанинской схвачена и удержана. Но это внутреннее «помоги» Спаситель почувствовал без слов, потому что для человека естественно не быть во власти бесов, а быть во власти Божией, в радости быть с любимым.

Христос изгоняет бесов. Бесы пытаются обмануть Христа. Не желая, чтобы он отправил их в бездну, они просят направить себя в свиное стадо. Бес всегда стремиться к небытию. Зло – это удаление от добра, погружение во тьму. И бесы бросаются в бездну и утопают вместе со стадом свиней, как им и было предназначено. Бесы представили себе, будто Христос не знает, что с ними случится. Нелепая, абсолютно бесовская попытка поставить Господа в неловкое положение.

У Христа нет согласия с сатаной. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор.6:14-15). Поэтому когда мы слышим намёки на компромисс, отступить от Христа, мы всегда должны знать, что речь идёт о том, чтобы подвести и сбросить нас в бездну.

Были в Гадаринской стране и другие люди, которых напрямую не коснулось происшествие с бесноватым. Они свидетели, но свидетели недобрые, не желающие, чтобы их коснулся Христос, потому что если Он коснётся, что же будет со всеми остальными свиными стадами? Увидев происшедшее, они просят, чтобы Он ушёл. Им – а все эти люди верующие, потому что не было в то время людей неверующих, — не нужен Живой Бог, такой непредсказуемый, такой настоящий. Им нужен «бог в коробочке», не требовательный, подтверждающий правоту того, что они делают.

Евангельский отрывок, который мы читаем или слышим за службой, относится к тому моменту, в котором мы с вами живём. Сегодня нам это говорится для того, чтобы мы не были безразличны. Чтобы не просили Христа уйти, чтобы стояли на страже своей души, не давая туда войти демонам. Потому что впускаем мы, а выгонять придётся Христу ценой Своей бесценной Крови. Без духовной жизни как осилить дорогу в Царствие Небесное? Господь не хочет спасать  нас без нас, он хочет, чтобы мы проявляли усердие. Нельзя взять и всех в Царствие Небесное переселить, некоторые и не желают этого.

Люди делятся на две категории. Открывая глаза солнечному свету нового дня – со всеми его радостями и печалями, успехами и неудачами, вопросами и проблемами, — первая начинает его словами «Здравствуй, Бог!», вторая же – вступает в новый день, говоря: «Прощай, Бог!».

Первая категория людей из детства, когда мы можем общаться и дружить практически с любым. По мере взросления отношения становятся всё более избирательными, причём в основе выбора зачастую лежат только наши личные интересы. Всё, что лежит за пределами нас самих, оказывается лишённым смысла.

Кто встречает жизнь словами «Прощай, Бог», для того Бог мёртв, тот одинок, потому, что не верит в Бога. А так как жить, по его мнению, стоит только для достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей, за пределами которых смысла нет, то мёртв для него и любой другой человек. Более того, другой человек становится источником возможного страдания, ведь у него есть свои цели и свои интересы, которые могут противоречить моим.

В одной зарубежной пьесе герои, совершившие различные страшные грехи, после смерти попадают в ад. Каждый пытается выведать у других, за что они здесь оказались, но при этом старается скрыть правду о себе. Очень скоро все начинают понимать, что адские мучения как раз и заключаются во взаимной лжи. Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить друг друга, так как уже мертвы. И эта «пытка ближним» будет длиться вечно. Осознавая это, один из персонажей произносит: «ад – это другие».

Святой Августин Иппонийский сказал: «Покажите мне человека, который любит, и я смогу рассказать ему, Кто такой Бог». Верующий человек – это человек любящий, ибо вера – это взаимоотношение любви.

Верующий человек обречён быть предметом издевательств и насмешек. Это – неотъемлемая часть его выбора. Если Господь сделал Себя объектом непристойных шуток, можешь быть уверенным, что та же участь не избежит и нас, последовавших за Христом. Трагедия тех, кто высмеивает веру, заключается в том, что они отвергают Того единственного, Кто может их спасти.

Исцелённый, желал бы быть со Христом, Который его исцелил, но Господь велит ему идти и рассказать, что сотворил ему Бог. И человек, освобождённый Им от бесов, радостно, а не с мукой, как прежде, когда им владели бесы, Бога в Нём узнаёт.

А те, кто казался беззащитным, должны быть спокойны, потому что у нас не остаётся ничего, кроме Бога – и разве не этого мы ищем?

протоиерей Димитрий Кирьян

13.11.2022 г.

(186)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *