Как можно получить больше, чем просишь

Давайте еще раз поговорим о вере. Мы тут всегда о ней говорим, даже если кажется, что о чем-то другом…

Вот ситуация. В коллектив пришел новенький. И видит среди них тихую такую девушку, про которую все с насмешкой говорят: «каракатица какая-то» и так и обзывают за глаза. А он присмотрелся и удивился: «Вы правда не видите? Она же красивая такая!» И женился на ней.

Или так. Все говорят: «Да она гордячка самовлюбленная. Такая вся из себя – красавица!» А он посмотрел и говорит: «Нет, она очень одинокая и несчастная». И сам — такой заурядный – подошел к ней и женился. И она – красавица — от него ни к кому не бегала никогда в жизни.

Верите, что так бывает?

Я верю. Потому что знаю, что бывают люди, которые на совершенно обычные для других вещи могут посмотреть совершенно необычными глазами. И поэтому видят то, что не видят другие. И потому с ними происходит то, что не происходит с другими.

Миллионы лет по небу плывут облака. Но между ними не было двух одинаковых за всё это время.

Миллионы лет на небе одни и те же звезды. Но если на них действительно смотреть, они каждую ночь другие. И никогда не перестанут восхищать и одаривать красотой.

Как же мы умудрились сделать так, что в нашей жизни всё так примитивно-обычно и ничего не меняется? Утро похоже одно на другое, сегодня день повторяет вчерашний. Встретишь человека через три года, а он говорит о том же самом и теми же словами – как это возможно? Разве он не жил всё это время? — А может, правда, не жил? Только тянул день за днем одну и ту же лямку и с упорным постоянством вытягивал ею то одну, то другую шмотку. И вот, вроде бы, и жизнь меняется, и человек словно бы другой, когда в новую шмотку влезет – будь то новая квартира или новая машина, или просто пуховик. Но стоит заговорить, и иллюзия рассеивается: это углы в квартире заполнились, а в душе — та же пустота.

Кто бы мне ни сказал, что Бог сотворил нас для этого – не поверю. Поэтому думаю, что это и есть проклятие нашего греха…

Вот перед нами сегодня 10 прокаженных, которые выпросили у Иисуса исцеление. Он отправил их показаться священникам, и по дороге они обнаружили, что чудо совершилось – они здоровы! Девять побежали в одну сторону, а десятый – в другую, назад. Девятерых Он укорил заочно, а вернувшегося благословил: 

…как они не возвратились воздать славу Богу?.. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Девять исцеленных пошли исполнить предписание закона, подробно изложенное в книге Левит. Без этих действий они не могут вернуться к общественной жизни. Им предстоит исполнить обряды, связанные с жертвоприношениями. Так что, они там и помолятся, и наблагодарятся, и жертвы принесут не раз, и будут восстановлены во всех гражданских правах. За что же укоряет их Иисус, не за исполнение же предписаний Закона?

Конечно, Господь смотрит в сердце и видит суть, но давайте и мы постараемся увидеть то, что Он видит в наших сердцах.

Вот некто сделал такую ерунду, что теперь с замиранием сердца думает: «увидят, узнают, что это я, позору не оберешься!» И очень горячо молится не то Богу, не то вообще: «Только бы пронесло, только бы никто не заметил, я ни в жизнь больше не буду такого делать, ну пожалуйста-пожалуйста, путь никто не заметит!» И сработало. А может и само собой получилось, но только никто не заметил, и позору не было. И весь этот кошмарный стыд, который так и не пришлось пережить в реальности, вы думаете, сможет остановить человека в следующий раз, когда ему очень захочется это сделать снова? Если бы нам, чтобы избавиться от греха, было достаточно пережитого однажды внутри себя позора, кто бы тут в очередях на исповедь стоял?

Или вот представьте себе ситуацию. Вы поддались на соблазн – а как тут не поддашься, если дверь всегда открыта чуть не на распашку. И вы-таки решили зайти и посмотреть, а там уж как получится… Ведь дверь-то всегда открыта – и это же почему-то, а может быть даже зачем-то! И вот вы подходите, слегка волнуясь, потому что собираетесь проникнуть на чужую территорию, а это не очень хорошо, ведь никто не звал – хотя и надписи «не входи – убьёт» тоже нет, а дверь открыта же почему-то… И вдруг подходите – а дверь закрыта. Какая досада! Прямо так и чувствуешь, что тебя обманули и подставили. И что же делает человек? С облегчением идет мимо? Или нажмет на ручку и проверит: точно закрыта, или просто прикрыта? И представляете – она всё-таки открыта! Вы толкнули – она открылась. Вы точно теперь войдете. И только если из этого получится неприятность, вы потом, возможно, подумаете: «Но ведь неспроста она оказалась прикрыта! Бог меня пытался остановить!» Понимаете: Он не поставил в двери полицейского, и не повесил табличку с запретом. Выбор остается всегда. ОН помогает его совершить правильно, но мы хотим так, как хотим, и получаем то, что получаем, и чего точно не хотели…

В чем тут сходство с прокаженными?

Люди хотят обычных, понятных и правильных вещей. Но они не могут – дверь закрыта. Они просят, умоляют, лелеют в душе безумные надежды, что смогут когда-нибудь вернуться к прежней жизни, и вдруг – дверь открывается. Какой нормальный человек не поспешит заскочить в нее? Только один ненормальный из десяти остановится и будет уверен, что теперь он не должен спешить, потому что теперь надо делать всё по-другому, потому что прежней жизни быть теперь не может, всё должно быть по-новому.

И вот для девятерых открылась дверь к обычным, простым человеческим вещам. А для одного дверь открылась к необычным вещам. И необычное – не по ту сторону двери, а по эту же.

Бог сотворил чудо. А в чем оно? Болел – и выздоровел? Умирал – теперь жив? Был лишен всех радостей обычной человеческой жизни, а теперь они вновь доступны – это чудо?

Или чудо совсем в другом пласте – в незамеченной другими глубине. Всё это — на поверхности, это всё для тела, а душа — в глубине:

Бог пришел к нему, открылся его душе и уже никогда не уйдет оттуда – вот подлинное чудо, которое больше всех чудес. Он теперь может идти в толпе – Бог будет с ним; он будет сидеть на берегу реки или на краю поля – Бог будет с ним. Он подставит лицо солнцу или ветру и будет ловить на себе тепло божественной любви или прохладу Его вечного дыхания…

Ну да, это – всего лишь мое воображение. Но если удастся заглянуть за эти психологические штучки, протянуться за эти пока что фантазии, то можно почувствовать душой, сколь великое чудо реальности вечной жизни скрывается за этими воображаемыми здесь сейчас картинами. Можно не соглашаться и спорить о том, что он там увидел в душе своей, этот исцеленный, но есть простые вещи, которые соединились в нем по слову Божьему:

Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня… Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Моё (Пс. 49: 14-15, 23).

Те девять ликовали и скакали от радости (кто бы сомневался!) – этот вернулся и пал к ногам Иисуса, чтобы воздать славу Богу.

Те пошли исполнить предписания закона – но действительно исполнил закон тот один, поэтому они получили всего лишь то, что просили, он получил много больше — спасение.

— Что же он сделал такого особенного, что настоящее чудо случилось только с ним?

Он поверил.

— Разве они не верили?

Они верили, что такое возможно, иначе не просили бы. Но он поверил дальше, его вера побежала в будущее. Он поверил, что теперь Бог никогда не оставит его, потому что он уже никогда не оставит Бога, потому что он уже никогда не забудет того, что с ним произошло.

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», — сказал Господь в одном месте (Иоан. 10:10).

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», — сказал апостол в другом месте (Иоан. 1:4).

«Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои», — восклицал пророк в третьем месте (Пс. 42:3).

Всё это соединилось в сердце и в судьбе верующего человека.

Вера – свет в глазах смотрящего. Если глаза светлы, то они видят жизнь и к ней устремляются.

Не жертв и обрядов хочет от нас Бог. Не послушного исполнения предписаний, а свободного сердца, которое своей волей ищет Бога и устремляется к Нему. Настоящий закон в этом. Называется «любовь».

Протоиерей Андрей Скрынько

18.12.2022

 

(163)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *