Не казаться, а быть…

Облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… (Кол. 3: 12)

Но как можно «надеть» на себя, «облачиться» в кротость, не изменившись? Разве это не ложь будет? Вот я – раздражительный и злопамятный, и вот я же – смиренный и терпеливый, так бывает? Так может быть? Разве не очевидно каждому, кто знает «меня злого», что «я кроткий» – это только видимость, обман, очковтирательство? Вот здесь я стою один, а снял с себя эти одежды, пришел домой и стал другим – разве не ложь? Ложь. Двуличие. Мы все не любим такое лицедейство. Но апостол же не предлагает прикидываться тем, чем я не являюсь, значит, надо разобраться, о чем речь.

Итак, если только выглядеть кротким, терпеливым и смиренным, то это ложь. Чтобы это было более-менее правдой, надо не выглядеть, а быть. Но к слову «быть» надо приставить правильное дополнение: «быть каким?» или «быть кем?»

Почему апостол называет эти качества одеждой? Потому что это вид в глазах смотрящих на меня. Вот вы смотрите на меня и видите: «добрый», «терпеливый», «смиренный». Это всё атрибуты, прилагающиеся к сущности (как в предложении есть существительное — «кто?», а есть прилагательное — «какой?»). А сущность – «Я». Но если я знаю, что я – злой и мстительный, то кто же добрый и кроткий — тот же Я или это какой-то другой Я? И это не словоблудие, это ключевой вопрос. Если это Я и это тоже Я, то меня, как минимум, двое. И это не новость, это так и есть. Один Я противоборствует во мне другому Я – и это правда, а не лицемерие. Лицемерие — если я то один, когда мне удобно, то другой – когда мне удобно.

Когда и как это перестает быть обманом? Когда я недвусмысленно сказал: «вот этот Я – настоящий; я его выбрал, я им должен стать до конца. А вот этот Я – не настоящий, хотя пока и главный, — и его быть не должно. Он еще есть, но я его переделываю и рано или поздно переделаю». Когда я так сказал, вы можете обращаться к тому Я, которого я обозначил как настоящего. Вы можете мне попенять, если я не очень на себя похож, если я не сумел быть собой в той или иной ситуации. Вы скажете: «ты обещал! Ты говорил, что будешь терпеть и прощать! Так прости же меня!» И мне станет стыдно: да, я обещал. Да, я сейчас не постарался, прости. Дай мне еще немного времени, я сейчас помолюсь, отыщу в себе себя и постараюсь сделать всё правильно. Это, кстати, означает, что вам тоже надо быть со мной терпеливыми: не просто укорить и обвинить, но и дать еще шанс, и тоже потерпеть и простить мою неудачу.

И, кстати, хорошо бы еще понимать, что хоть я и обещал над собой работать, но моя работа осуществляется не по вашему плану и замыслу. Я не обещал вам нравиться, я обещал не нравиться себе. 

Помните, как правильно называется тот Я, которого я обозначил как настоящего? — «Новая тварь во Христе». То есть – новое творение, новый человек, новое бытие во Христе. Когда я осознал в себе такое желание, когда убедился, что это не просто желание (мечтательное), а намерение (деятельное), то я и сказал: «Вот этот Я – настоящий. Этот Я настоящий, потому что он – един со Христом. Это еще не очень Я, но отныне и навсегда я буду к этому стремиться, я не перестану над этим работать». И вот поэтому теперь я бываю в глазах других если еще и не очень добрым, то уже добрее, чем был раньше; если и не вполне смиренным, то раньше точно был раздражительнее. Поэтому вы мне верите всё больше и больше и не считаете лицемером.

Но есть одна беда. Всё это так, и весьма обнадеживающе звучит, и даже почти красиво звучит, но если даже вы меня не считаете лицемером, то я-то считаю себя таким. Я-то знаю, что еще не настолько добр, и не настолько терпелив, и что смирение мое вовсе не так прирастает, как хотелось бы. А то и вовсе не прирастает. И в этом я каюсь на исповеди и стыжусь вашего доверия, которое не оправдываю. Как же быть с этим? Ведь это и терзает многих из нас. Назвался – а не соответствую. Почему не получается?

Я сейчас скажу, почему не получается. Только обязательно над этим порассуждайте дома.

Когда я обозначил в себе два Я, выбрал настоящего, представил его Господу и принял крещение, чтобы вместе с моим Богом этого настоящего Меня вывести на свет и сделать главным, то я взялся за дело, в котором мало что понимаю. И всё еще сильно отягощается тем, что и рядом со мной все такие же – «малопонимающие». Мы провозгласили: этот Я правильный, а этот – неправильный и стали «выдавливать из себя по капле» неправильного. Или еще хуже: бить его по голове всем, что под руку попадет. И ничего мы этим не достигнем, как только покалечим себя.

Дело в том, что и это Я, и это – тоже Я. Жизнь – это постоянное перетекание из одного Меня в другого Меня. Как всякий ручей стремится в море, так всякая душа стремится к миру с Богом – в море Божественного мира, если хотите. Вот три типичные ошибки, которые мы делаем, и из-за которых не видим результата.

— У меня две ноги. Когда я делаю шаг правой ногой вперед, то левая оказывается позади. Она – отстающая. Она сейчас в сцеплении с землей, а правая над землей проносится – движется. Получается, что я одновременно и стою, и двигаюсь. И меня радует движение правой ноги, и огорчает левая, которая относительно правой движется назад. Но я буду безумцем, если решу наказать левую ногу, а то и вовсе ее отсечь, чтобы не задерживала меня. Я же должен еще и мозгами шевелить и понимать: сейчас я поставлю правую ногу в сцепление с землей, и в движение придет левая. Я только потому и могу двигаться, что у меня всегда одна нога прочно стоит на земле, а вторая над ней проносится. Это так и должно работать, а иначе я не иду, а пытаюсь лететь, что явно противоестественно и не приведет к добрым результатам.

— Чтобы проиллюстрировать вторую ошибку воспользуюсь описанием пловца, который не умеет плавать. Он сильно барахтает ногами и руками, но никуда не плывет. Он еще не знает, что даже в воде, чтобы было движение вперед, нога должна отталкиваться от воды, т.е. движение ноги должны быть определенным образом выстроено, быть слаженным и скоординированным с другой ногой и с движением рук. Тогда даже при такой непрочной опоре как жидкая вода одна нога проносится вперед сквозь воду, а вторая отталкивается от воды, опирается на нее. Неслаженное, пусть даже и очень энергичное, движение рук и ног не создает движение тела в заданном направлении. Так лужа может думать, что она ручей, стремящийся в море, потому что она находится в бурном движении, а на самом деле это мальчик палкой в луже крутит, никакой она не ручей.

— Чтобы судить о движении, нужна система отсчета. Ходьба вперед отличается от ходьбы на месте тем, что при каждом следующем сцеплении с землей, нога оказывается в другом месте, отстоящем от предыдущего на ширину шага. Мы не видим своего движения по двум причинам: первая — мы постоянно измеряем свое положение относительно себя же. Т.е. начало отсчета движется вместе с нами, поэтому мы не можем измерить движение относительно самих себя. Нужна точка отсчета, которая стоит на месте. Но и в этом случае, чтобы заметить перемещение, нужно быть терпеливым. Именно нетерпение – вторая главная проблема. Путь из дома на работу занимает, например, 20 минут и с каждым шагом видно, как расстояние сокращается. А путь по жизни занимает десятилетия и подчинен другим циклам – не минутным. Например – годичным. Хотите видеть движение – зафиксируйте свое состояние, каким оно является на конец Рождественского поста в 2023 году. А в 2024 году достаньте свой дневник и прочтите, и сравните: что было и что стало. И тогда уже рассудите: было движение или нет, почему; что я упустил и не скоординировал в своих усилиях;из-за чего оказалось, что барахтаюсь на месте. Впрочем, можно и не ждать год, а внести коррективы уже в Великий пост и продолжить осмысленные тренировки в духовном движении.

Коротко резюмируем:

Надо знать, КТО тот Я, который живет в моем теле и моей душе, и который еще не стал, но непременно должен стать главным.

Надо знать, куда я движусь – то есть КАКОЙ я сейчас и КАКИМ стремлюсь стать.

Надо знать, на что я могу опираться, понимать законы движения и правильно координировать усилия разных частей себя, чтобы не пытаться лететь всеми руками и ногами одновременно с одинаковым ускорением.

Надо научиться сравнивать себя с собой через одинаковые промежутки времени, достаточные для того, чтобы за этот промежуток действительно могло бы подрасти новое качество. А новые качества растут не как трава, а скорее уж как деревья.

Ну и самое главное напоследок:

Тот Я, которым я стремлюсь стать, и даже те атрибуты, которые собираюсь в себе обрести, не являются произвольным нашим изобретением. Этого Я нельзя сочинить. Его можно только отыскать в себе, ОТКРЫТЬ в себе. Новое бытие мы не конструируем, мы его впускаем в себя вместе с божественным откровением. Открыть себя можно только открывая Бога для себя. Мы – Его замысел. Не надо ничего выдумывать из себя. Надо открыть и принять Его замысел и научиться понимать, как мы можем этому замыслу посодействовать. Это и называется «БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ». Впрочем, это еще одна серьезная тема для разговора. Когда-нибудь в другой раз. 

Протоиерей Андрей Скрынько

08.01.23

(95)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *