В неделю Крестопоклонную

Неделя 3-я Великого Поста

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего» (Быт 22. 6).

Готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова».

Мы поклоняемся Кресту, который заставляет нас чувствовать боль. Крест заставляет тебя чувствовать сильную боль, – и ведь странно и противоречиво целовать то, что вызывает слезы, боль, но вместо того, чтобы отвернуться от него, хочется его обнять. Ты целуешь Крест, потому что думаешь, что другого пути нет, но он есть: взбунтоваться, воспротивиться, уйти, разозлиться, разочароваться, сказать себе: «Что я имею общего со всем этим?». И что же тогда произойдёт? Что изменится?
Если оставишь Крест, то понесешь его с другим намерением, но все равно понесешь. И если даже попытаешься сбежать, то все равно не сможешь – чтобы ты ни делал, тебе все равно придется нести Крест. Все равно ты его понесешь.

Можно сказать себе: все остальные живут припеваючи, живут обычной жизнью, счастливы, радостны и не страдают, жизнерадостные и счастливые люди, у которых не случается ничего подобного тому, что случилось у тебя? У них всё прекрасно, и только ты испытываешь сильную боль, и вот спрашиваешь: «Что это происходит со мною, почему всё это обрушилось на меня?» Плохое здоровье, обследования, больницы, душевная боль, трудные взаимоотношения, недостаток денег, врачи и лекарства… Столько проблем! Но все, так или иначе,  испытывают сильную боль. Нет ни одного человека, который бы не нес свой Крест. Богатые и бедные, красивые и невзрачные, высокие и низкие, и женщины, и мужчины, и дети, и те люди, беспечной жизни которых ты завидуешь – у всех есть свой Крест. Может быть, они радуются своему здоровью, которого ты, допустим, не имеешь, но при этом испытывают душевную боль или находятся в тяжелых обстоятельствах.
Это один из тех моментов, когда я, вы, каждый, чувствует, что нечего сказать, – не знаю, не знаем ответа. Мы все, думающие люди,  полоны недоумения, удивления, изумления, вопрошания, восклицания, – как хочешь, так это и назови перед Богом, остаётся соединить мое, твоё недоумение и превратить в молитву.
Даже великие святые спрашивали об этом у Бога, не понимая, как можно совместить любовь с болью, милосердие с страданием, доброту с кровью, Божий мир и покой с землятресением, которое все уничтожает! Как всё это уживается друг с другом? Как совмещается?
Давайте помолимся, давайте превратим нашу боль в молитву и произнесем ее перед Богом. И давайте немного подождем, чтобы позже узнать о большем.
Спустя годы, через несколько десятилетий, когда все будет позади, мы будем более сдержано смотреть на наши беды. Время сделает нас зрелыми. Пережив большие страдания всё пойдёт нам на пользу. Мы станем сильными, наши души осветятся, очистятся, пройду пристрастия и слабости.

Если ты сопротивляешься, хочешь сойти со своего Креста и бунтуешь, то ничего не выиграешь. Христос на Кресте показал Свою доброту, всю Свою любовь, Его душа расцвела и освободила свою сладость, красоту, Его сердце стало настолько большим… Он возлюбил, объединил, простил всех, Он излучал сияние и свет, которые изменили целую землю. Этого бы не случилось без Креста.
После исповедания апостолом Петром веры в Иисуса Христа как Сына Божия Господь начинает открывать Своим ученикам тайну предстоящих Ему страданий, смерти и Воскресения. Вот как пишет об этом евангелист Матфей:
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16. 21).
И далее Иисус сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16. 24–25).

Говоря о Своих предстоящих страданиях, о Кресте и смерти, Господь одновременно подчеркивает, что непременным условием следования за Ним также является подъятие и несение человеком собственного креста. Почему вдруг возникает этот образ креста? Ведь Господь еще не распят, Он жив. Крест не имеет еще того определяющего духовного значения, которое он приобретет в дальнейшей истории христианства. Видимо, это не случайно.
Вспомним, что разговор этот происходит в предместье Кесарии, римской столицы Северной Палестины. А чем был крест в Римской империи? Это было орудие распространенного, но особого способа казни. В случае, если римский гражданин за какие-либо преступления присуждался к смертной казни, умерщвление приговоренного осуществлялось через отсечение головы. Смерть на кресте ожидала только изгоев римского общества: рабов и людей, не имевших римского гражданства, а следовательно, и гражданских прав. Поэтому крест означал не только мучительную и страшную казнь, но был символом глубокого позора и унижения. Несение креста, некая заповедь, как долг каждого, кто желает следовать за своим Господом и Учителем.

Хочешь быть со Христом, стать Его учеником, желаешь исполнять заповеди Божии — возьми свой крест, то есть добровольно прими страдания, боль, может быть, даже позор и бесчестие, и следуй за Ним.

Господь не просто говорит: «Возьми крест свой, и следуй за Мною», но «Отвергнись себя, и возьми крест свой…» Это очень важное условие обретения человеком внутренних духовных сил, необходимых для несения своего креста.

Что значит отвергнуться себя? В первую очередь — уступить другому, в данном случае Христу, центральное место в своей жизни, которое обычно занимает наше собственное «я». Это значит уметь освободить пространство своего внутреннего мира для другого, ближнего своего. Таким образом, отвержение себя напоминает о важнейших в законе Божием двух заповедях, на которых созидается всё Священное Писание: о любви к Богу и любви к ближнему.

Как реализовать любовь к Богу? 1) посредством молитвы – келейной и церковной. 2) судить о нашей любви к Богу можно и по тому, как мы относимся к храму – Его дому на земле. Строительство и благоукрашение церквей, желание своим трудом и достатком поддерживать их в должном порядке и благолепии. 3) обязательное присутствие икон у себя дома – по всему этому мы можем проверять свою любовь к Богу. Не на словах, но на делах мы исполняем эту заповедь Господа.

Как реализовать любовь к человеку, любовь к ближнему? Конечно легко сказать: я люблю всё человечество, весь мир хорош и все люди братья! Да, но если, говоря так, мы делаем исключение, например, для своего соседа, который, по нашему мнению, не совсем хороший человек и поэтому любить его необязательно, — исполняем ли мы тогда эту заповедь? 1) Способны ли мы хотя бы потерпеть человека, если ещё не способны его полюбить? 2) Не медлить в прощении, ели кто нас обидел, или 3) смиренно просить о прощении того, в отношении кого я был не прав, — вот показатель любви к ближнему.

Исполняя эти две заповеди (любовь к Богу – линия жизни вертикальная, любовь к ближнему — горизонтальная), мы и несём свой жизненный крест, о котором сказал Христос. Стремясь к выполнению заповедей Божиих, мы показываем тем самым своё доверие Ему, являем своё послушание Его воле. И это есть воистину подвиг нашей веры!

Как Бог явился во плоти – великая тайна (см.: 1 Тим. 3: 16). В Евангелиях мы видим постоянное сокрытие Божества. Христос просит молчать о чудесах, избегает народного почитания, не говорит о Себе: «Я – Бог». Рождение Богомладенца воспевали ангелы на небесах и прославляли звезды, но то событие, которое теперь празднует весь христианский мир, прошло весьма незаметно для многих живущих на земле. От нас сокрыто то, как Иисус возрастал и укреплялся духом, постепенно телесно из младенца становился взрослым (см.: Лк. 2: 40). И даже само событие воплощения, которое было преддверием отсчета новой эры, описано в виде краткого диалога Марии с Архангелом Гавриилом только у Луки (см.: Лк. 1: 26–38).

И это великий праздник Благовещения, который служит преддверием и началом самой евангельской истории. Следовательно, именование сегодняшнего праздника Благовещением говорит нам о взаимосвязи Воскресения Христова с Его рождением, с самим зачатием и даже, более того, с самой встречей архангела Гавриила с Марией Девой.

Приветствие архангела «Радуйся, Благодатная» открыло новую страницу в жизни человечества после грехопадения. Ева была проклята за непослушание, Мария, принимая волю Божию, услышала: «Благословенна Ты среди жен». Она, смиреннейшая среди жен, покорившись воли Божией, открыла дверь для явления Славы Божией. Но ведь Она могла просто отказаться. Ведь даже бесплотные Ангелы были сотворены в славе и чистоте, но, к сожалению, некоторые из них когда-то избрали злую волю неповиновения и отпали от Божественного света. Тем более человеку возможно было бы сказать: «Не могу вместить Бога». Но Пречистая Дева произнесла кроткие мудрые слова: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1,38). Она не могла, безусловно, как и всякий человек, вместить эту весть в полноте и сразу осознать, как произойдёт возвещённое Архангелом: «Дух Святой найден на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 35), — ибо это и для Нее было таинством. Это таинство веры, таинство нашей ответной любви и доверия Богу. Ты избираешь меня для этого служения, значит, я могу понести этот крест. Мы становимся подлинно людьми, когда способны отдать нашу волю своему Творцу.

Итак, способность человека нести крест есть не что иное, как выражение внутренней силы, по слову апостола и евангелиста Иоанна, Сам Бог входит в нашу жизнь. Каждому из нас Господь дает крест по его силам, и непосильного креста не бывает. И если Бог призывает взявшего свой крест следовать за Ним, то есть исполнять Его заповеди, то Он дарует такому последователю и силы для крестоношения.

Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

07.04.2024 г.

(95)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *