ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия.

Событие Торжества Православия произошло в первое воскресенье Великого Поста 843 года, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора, определившего почитать святые иконы. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Вот как об этом говорит синаксарь Торжества Православия:

«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие».

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться перед их иконами. Православных христиан, почитавших святые иконы, заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. Эти события напоминают гонения начала 20 века после установления безбожной власти. Отличие лишь в том, что в 20 веке церковь гнали безбожники, а 9 веке люди, считающие себя истинно православными христианами. В каком бы веке не случались гонения — суть зла остается неизменной.

Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда особое праздничное богослужение и особый чин, называемый Торжество Православия. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.

Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Чтобы познакомиться с этим очень важным событием для нашей Православной Церкви — Торжеством Православия, предлагаю нашим читателям замечательную книгу сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович «Сияние звездного ока», которая есть в нашей библиотеке. Читается произведение на одном дыхании и Праздник Торжества Православия становится близким, понятным и родным.

Использованы материалы Правмир.ру, Православие.ру

Марина У.

(147)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *