Церковь складывается из тех, кто ищет Бога, чтобы жить с Ним

Слово в неделю о слепорожденном.

Все люди разные. Когда пошел слух об Иисусе из Назарета, люди разделились в своем отношении к Нему.

Подавляющая часть осталась на месте, живя как жили. Одни собирали слухи, делились слухами и делали вид, что во всем разбираются; из их числа образовалась группа враждебно настроенных, потому что Христос упорно не вписывался в их понимание. Другие удивлялись, но предпочитали ждать до полной ясности вопроса: а вдруг всё не так? Эти требовали ясных ответов и знамений, но не получали, потому что Христос пришел пробудить веру, а не дать знание.

Люди, ходившие за Христом, тоже были разные.

Одна – наибольшая часть – получали желаемое исцеление и уходили. Другая – оставалась рядом с Ним некоторое время, желая наставлений в том, как должно жить человеку, чтобы спастись.

Третья – самая малочисленная – искали смысла. Жажда откровения Божией истины, наставляющей на всякое благое дело, заставляла их следовать за Христом столько, сколько это было возможно: сначала — до Его смерти, потом – через Его воскресение в совместное с Ним созидание Церкви, потом – через Церковь в вечную жизнь с Ним. Именно этих в полной мере касаются слова: «Дела, которые Я творю, вы сотворите, и больше сих сотворите».

Эти три последние группы (тех, кто приходил к Иисусу сам) объединяла некоторым образом цель их стремления — они приходили за полнотой жизни, о которой Он говорил: «Я пришел дать вам жизнь и дать с избытком». Недостаток в жизни ощущают очень многие, а может быть – все. Только в разном. Одним не хватает полноты телесной жизни – это все больные и увечные. Другим, возможно и наряду с телесным недостатком, не хватает полноты в душе. Они чувствуют этот недостаток, некоторую пустоту, которую не может заполнить никакой избыток телесной жизни, и хотят заполнить эту пустоту.

Они приходили, и Он давал: одним – недостающую полноту телесной жизни, и они исцелялись от недугов телесных; другие получали нечто иное и исцелялись от недугов душевных.

Но это не были два противостоящих лагеря: Он их не разделял. Они разделились сами: одни хотели чуда, а другие хотели веры.

А Он каждому хотел исцеления и прозрения. И на некоторых особенно ярко являлось это сочетание. По крайней мере, апостолы в своих благовестиях старались отразить именно такие случаи подробнее. Вот, например, сегодняшнее событие, которому посвящена целая глава у Иоанна (глава 9).

Слепорожденный прозрел очами телесными – и это было неслыханное чудо. Оно произвело волнение среди тех, кто с ним соприкоснулся. Но ведь не ради волнения было совершено. Вдруг оказалось, что слепой способен видеть очами душевными – и это большее чудо: тот, кто всю свою жизнь был слеп, оказался более зряч, чем вопрошавшие его о происшедшем: «это и удивительно, — говорит он фарисеям, учителям веры и благочестия, — что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

Но и этим дело не закончилось:

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Вот действительный венец делу Божьему: прозрение души для веры. Вот о чем говорил Иисус в начале главы апостолам, спрашивавшим его о причине этой врожденной слепоты: «это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Дело Божие – спасти погибающих, а средство для спасения – вера

Вера – понятие неопределяемое. О ней можно говорить либо описательно, либо примерами, но дать определение невозможно. И тем не менее, каждому это явление каким-то образом понятно. Правда, эти образы понимания очень различны, поэтому людям и свойственно собираться вместе по согласию веры, по общему способу веры, и, соответственно, – разделяться по различию. Из множества образов веры нас интересует та, которая способна спасать погибающих от греха людей. Эта вера собирает людей в Церковь и делает их единым организмом. Мы хотим быть частью этого организма и поэтому для нас естественно задаться вопросом: кто из людей становится Церковью?

Во-первых, Церковь собирается вокруг Христа (если точнее, богословски – во Христе или — Христом). Поэтому те, которые остались быть там, где они есть, и жить так, как они привыкли, Церковью не становятся.

А вот из тех, кто пришел за избытком жизни, — кто?

Бегал по дискотекам – любил веселые тусовки – сломал ногу, лежит дома.

Любил с друзьями напиться до забытья – печень отказала, лежит в больнице.

Любил вкусно и жирно поесть – поджелудочная перестала работать.

А если обобщенно: жил в свое удовольствие – удовольствие закончилось, перестал его чувствовать, теперь скорбь телесная и теснота душевная. Такие люди наполняют собою храмы; как и тогда, они приходят за исцелением, за возможностью вернуться к полноценной в их понимании жизни – к вожделенным удовольствиям. За их многочисленностью, они думают, что они и есть Церковь. НО: Высшая «духовность» для таковых – желание научиться непротиворечиво согласовывать многочисленные удовольствия, т.е. не доводя до конфликта «интересов», по общему принципу: «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Их духовность – искусство компромисса: они соглашаются на пороки друг друга, ради возможности иметь свои. Они даже слово для этого придумали красивое: толерантность. Это не Христова церковь, потому что нет общего у Христа с Велиаром, у света с тьмою.

Церковь складывается из тех, кто ищет Бога, чтобы жить с Ним.

Среди нас тоже есть обыватели, потребители – которые наполняют жизнь свою для себя, и высшая духовность для которых – возможность делиться с близкими наполнением своей души. Такие еще не умеют отличить душевное от духовного. Нам тоже нужна Церковь. Но мы уже не только требуем от нее, мы уже и кое-что делаем для нее.

А есть свидетели – которые своей жизнью свидетельствуют о полноте жизни Божественной. Для них духовность – жизнь в Духе, возможность разделить с Господом Его бремя. Это – исполнители воли Божией. Это те, кто с готовностью расстается с тем, что Бог отвергает. Те, кто наполняет жизнь тем, что Бог утверждает. Это бескомпромиссная Церковь, которая знает, что не могут жить в одной душе грех и праведность.

Мы – не таковы. Мы, скорее, потребители духовной жизни. Это не укор и не приговор. Это вопрос: «мы не таковы – и это точка, или мы не таковы ЕЩЕ?»

Церковь – это Путь к Богу, Путь к жизни. Он начинается с вопроса: «Кто Ты, Господи, чтобы мне веровать в Тебя? — Дай мне увидеть Себя настолько, чтобы вере моей было на что опереться, за что уцепиться, чтобы от этого она начала расти в большее – в обещанный Тобою избыток».

После вознесения на небо Воскресшего Христа, именно такие остались продолжать то, чему Он их научил и для чего послал им Духа Своего. Они стали Церковью.

Они стали Церковью не потому, что получили от Него жизнь с избытком. Они стали Церковью, потому что, получив, стали раздавать жизнь с избытком.

Мы ли это, те, которые называем себя «воцерковленные»? Или мы те, кто призван стать такими? Не окажется ли, что, будучи призваны, мы останемся прежними собою, не способными изменить себя и свою жизнь ради Него?

Я думаю, эти вопросы должны мы задавать себе постоянно, подходя к завершению любого цикла нашей жизни, потому что я слышу эти вопросы со страниц Писания на протяжении всей истории человечества: «Адам, где ты?». Поиск ответа – и есть Путь. Только не останавливайтесь.

Протоиерей Андрей Скрынько

24.05.2020

(133)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *