«…не мерою дает Бог Духа»

Слово в день Святой Троицы

Где больше Духа Святого: в капле святой воды или в этом баке? Или так: вы сейчас будете подходить к Причастию, и кому-то достанется одна частица, а кому-то три. Кто принял в себя Бога больше – первый или второй?

Это нелепые вопросы, потому что Дух Святой не меряется на литры. Но с другой стороны, не так уж и нелепо, ведь всё так и выглядит, будто кто-то получает Его больше, а кто-то меньше.

Апостолы в день Пятидесятницы исполнились Духа Святого, и это было настолько явственно и зримо, что к ним сбежалась многотысячная толпа людей, выяснить, что происходит. И позже они уже сами крестили людей и подавали им Духа Святого, и люди принимали Его так же явно в чудесных проявлениях. 

Последние 25 лет я занимаюсь крещением людей в этом городе, но ни разу не видел ничего подобного описанному в книге Деяний. Каждый год в этот день мы читаем коленопреклоненные молитвы, как будем читать сегодня, прося о ниспослании Духа Святого, — и ни разу ничего похожего на описанное не происходило. И если вдруг сегодня произойдет, то, скорее, напугает нас, чем вдохновит (может, поэтому и не происходит?).

Неужели крещаемые тогда апостолами люди получали больше Духа, чем дается нам? Или дело в том, что тогда между ними и Богом стояли апостолы – свидетели и ученики Господа, а между нами и Богом сегодня стоят немощные и негодные священники? Пожалуй, можно и еще какие-то версии придумать, но я думаю вот что.

Первых апостолов Иисус получил, можно сказать, по преемству – от Иоанна, к которому они ходили слушать его проповедь. Затем один за другим присоединялись к Нему другие, про которых Он говорил, например: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Он вел их к сегодняшнему дню посредством дара слова, дара служения, дара чудотворения, дара любви, смирения, через тяжелейшие сомнения и даже постыдное отступление от Него – вёл к сегодняшнему дню, ко дню Возрождения, ко дню совершенного единения друг с другом и со своим Богом, ко дню Пятидесятницы. Для них этот путь начался очень давно, еще с той традиции, которую они восприняли от рождения, и восприняли не как формальность или народные басни. Они ждали и хотели Мессию, они готовы были идти искать его в пустыне и по городам, они готовы были оставить для этого семью и работу и спать в поле, положив под голову камень. А найдя, они готовы были идти за ним на смерть. Сначала, правда, только думали, что готовы, но потом-то и в самом деле каждый принял ради Него мученическую смерть. А если говорить о других христианах – не все принимали мучение, но тогда их жизнь сама становилась постоянным лишением житейских благ ради причастности к полноте Истины и Духа. То есть, я хочу сказать, что для них принятие Святого Духа было подготовлено долгими годами духовных поисков и жизни с верою, с одной стороны; а с другой стороны, крещение стало для них новым началом, отправной точкой в дальнейшем их восхождении на небо. Ведь с ними было так, как и говорил Христос: «Дела, которые я творю, и вы сотворите, и больше сих сотворите». И творили больше, и шли дальше…

У нас же с вами всё наоборот: никакой духовной жизни до крещения не было, а у многих нет и после крещения. А если мы дойдем до проявления благодатных даров в нашей жизни, то это будет у немногих и будет в конце пути. И это не потому, что нам дано Духа меньше: «ибо не мерою дает Бог Духа» (Иоан. 3: 34).

А это значит, что в целом Агнце, приготовляемом на литургии, присутствует весь Бог, как и в каждой частице, получившейся при его раздроблении. В каждой капле святой воды человеку доступна благодать Духа Святого так же и такая же, как и в литре, и в тонне, потому что определяется это не количеством вещества, а свойством души, принимающей благодать.

«В злохудожную душу не войдет Премудрость и не станет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1: 4). И если говорит Господь о принимающих Духа, что у таких «из чрева потекут реки воды живой», то говорит это о чистых и глубоких сердцах, открытых навстречу Богу и ближнему, а не замурованных в каменном мешке эгоизма. Если душа мелкая (мы говорим: малодушный), и в сердце полно всякого постыдного хлама, а отверстие, через которое из этого сердца просачивается доброе, похоже на прокол тоненькой иголкой в пластиковой бутылке, то малейшей песчинки того постыдного хлама достаточно, чтобы перекрыть это отверстие. И если хочешь выжать еще капельку доброго, надо снова ковырять.

Более 20 лет назад я въехал в этот дом при храме. Забором вокруг него был и есть огорожен небольшой участок… по нормам языка надо бы сказать «земли», но это не так. Я помню этот участок: плотная глина, укатанная строительной техникой. А что еще может быть на месте стройки? В эту глину были буквально вбиты колесами и гусеницами куски бетона, целые ряды кирпичей прямо с поддонами, всякий железный хлам и только метров 10 квадратных в углу участка, где цеплялась какая-то зелень. А на всем остальном пространстве – ни травинки. И когда на этой глине начали прорастать первые пучки залетной травы, мы на неё радовались, как радуются чуду жизни в безводной пустыне. А тот угол, где была земля, я каждый год старался расширить: разбивал глину, натаскивал что ни попадя: то опилки, то золу, то навоз и перекапывал каждый год. И через 20 лет стал выкапывать картошку, которую можно есть. Я ничего не смыслю в сельском хозяйстве и в свойствах почвы, и всё делаю наобум и без особого энтузиазма, поэтому и результаты такие скромные. Но все эти годы я постоянно удивляюсь точности тех сравнений, которые приводит в Писании Господь, говоря о душе как о возделываемом поле. Рыхлишь, пропалываешь, удобряешь, поливаешь – год за годом, и получаешь удовлетворение от самого процесса, и награду в виде плода после многих лет такого труда. Но мой огород находится за забором и ничего вдохновляющего собой не представляет, однако то же самое вы можете видеть перед входом в храм. Ровно такое же бесплодное и захламленное пространство превращается в цветник…

Господь проливает одинаковую воду и светит одно и то же Солнце на землю здесь и там, и там. Но одна земля остается пустой, а другая пробивается буйством жизни. И цветущие сады превращаются в пустыню, а пустыня становится цветущим садом. В чем тайна этих процессов? – в труде. И не только в физическом, а еще и в духовном. Потому что если целью труда является земля и то, что может и хочет жить на ней как божий дар и божие творенье, то пустыня превращается в сад. А ели цель труда – сорвать плод и насладиться им, то сад превращается в пустыню. А душа наша и есть эта земля, на которой мы ищем или удовольствия для тела, или украсить ее и сделать садом для жизни Духа Божьего в ней.

Я точно так же ничего не смыслю в духовном делании, как и в сельском хозяйстве. Но если год за годом тыкаться, рыхлить, натаскивать туда всякое доброе слово и полезное правило – из Писания, от хороших людей, даже от собственных фантазий о красивом, добром и вечном, в возможность которого очень хочется верить, потому что очень не хочется жить без него; если всё это перекапывать, дать прорасти, прополоть, полить и так снова и снова, то этот труд, даже при изначально полном духовном невежестве, будет одарен от Бога плодами.

Я сказал, что я думаю о дарах Святого Духа. Может быть, это было интересно, может — нет, но это в любом случае неважно. Важно, чтобы вы сами думали: где вы? Где начало и где конец вашего пути? Что вы сегодня взращиваете в сердце, что для этого надо делать? Что еще полезного можно отыскать и чем поделиться, что у вас общего и чем вы уникальны на своем пути? Зачем вы сейчас будете просить Духа Божьего? Как еще вы можете сделать свою душу пригоднее для Его обитания?

Копайте…

Протоиерей Андрей Скрынько

(306)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *