Зачем мы ходим в храм?

На эти размышления меня натолкнули несколько моментов…

Первый момент — многолетние наблюдения за жизнью прихода и прихожан – как люди приходят в храм, к вере, как они со временем меняются. Правда всегда остается тенденция как прихода в храм, так и ухода из него. Примеров на моей памяти много и это, конечно, очень печально, если не сказать – трагично. В пору неофитства и воцерковления человек летает на крыльях. Как считают святые отцы – в это время человеку дается особенная благодать для становления в вере, но потом эта благодать отходит и укрепление в вере происходит только тогда, когда человек, на какое-то время сложив свои крылья, идет сам, своим тернистым путем, полным искушений и скорбей, конечно с помощью Божией. Именно в этот период многие уходят – начинает тяготить служба, особенно если человек не изучает ее строй и назначение, не читает Евангелие, Апостол, Псалтырь, святоотеческую литературу, Жития наших святых. Появляются сомнения – как проявление маловерия и, опять же, из-за отсутствия движения вперед. А что значит двигаться вперед – это значит не ограничиваться обрядоверием – пришел, записки написал, свечи поставил, службу отстоял, иногда дежурно исповедался (но не покаялся, т.е. не изменил своего духовного состояния), причастился , чаще всего не понимая сущности Причастия. И так год за годом… Наступает стагнация, тупик, и, как результат – охлаждение к вере – состояние теплохладности, а то и неверия. «Ты ни холоден, ни горяч …извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Второй момент – это как раз то самое покаяние (по-гречески «метанойя» — изменение ума),  и сейчас имею в виду не исповедь, а именно ИЗМЕНЕНИЕ человека. Меняться всегда тяжело – особенно в лучшую сторону, особенно, если надо ущемлять свое «я» и выдирать из него постоянно колючки своих грехов, тем более, когда их столько, что ты больше похож на ежика и каждая выдирается, как из кожи – только с кровью и болью, потому что стала твоей натурой и твоей жизнью. Надо постоянно наступать себе на горло – смолчать и не разозлиться, когда тебя оскорбляют, унижают, не понимают и т.д. – это для начала. А дальше больше – смиряться и молиться за своего, как нам кажется, «обидчика». Только всех «обидчиков» посылает Господь, чтобы как раз и научить нас тому самому смирению, чтобы не случилось по высказыванию преподобного старца Амвросия Оптинского «Кого не смиряют люди – того смиряет Бог».

А почему нужно изменение? А потому, что без него невозможно выполнить часть самой главной и основной заповеди – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,39)

Вы скажете, но ведь заповедь начинается: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22,37-40)

Так вот, чтобы возлюбить Господа по настоящему, а не на словах – надо сначала возлюбить ближнего, как самого себя 

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин.20-21).

А это и есть наша самая сложная задача в жизни. Мы стали слишком эгоцентричны, слишком зациклены на своих эмоциях, переживаниях, анализах, рассуждениях. Мы стали слишком сложными, мы потеряли простоту, мы совсем разучились любить и себя, и ближних. Думаю, большинство из нас до сих и не знает, что такое ЛЮБОВЬ в ее истинном понимании и смысле. Ведь «Бог – есть Любовь», Любовь, которая проявилась в Крестной жертве за всех нас, в страданиях и уничижении.

Третий момент – мы переживаем непростое время моровой эпидемии. Каждый день приходят все новые сообщения о заболевших и новопреставленных. Это очень тяжело до слез и до боли, даже если ты не знаешь лично этих людей – священников, монахов, мирян.

Молись о них – не один раз, а каждый день, с болью и надеждой на милосердие Божие, отодвинь в сторону свои дела и заботы, чаще всего суетные и ненужные. Запиши этих знакомых и незнакомых тебе людей в свой синодик, прочитай канон за здравие и литию за упокой, подай записки. И это будет твоим актом ЛЮБВИ по отношению к этим страдающим от болезни здесь и уже ушедшим в мир иной людям, а значит и ЛЮБВИ к БОГУ. Меньше зацикливайся на себе и своих проблемах – они есть и будут всегда, потому что «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой».

Так зачем же мы ходим в храм?

Думаю, чтобы научиться ЛЮБИТЬ… Потому что в Царствие Божие могут войти только те, кто научился ЛЮБИТЬ, потому что ГОСПОДЬ – есть ЛЮБОВЬ…

Марина У.

(173)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *