Родословие Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына с Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о событии, которое разделило человеческую историю на «до» и «после», и это событие —  Рождество Христово.

Мы живем во второй половине человеческой истории, а сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о родословии Господа Иисуса Христа, перечисляет Его предков — кто от кого происходил. Почему так подробно рассказывается о о родословной Христа? Причем рассказывается родословие Иосифа, мужа Девы Марии, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к рождению Иисуса Христа. Мы знаем, что у древних евреев было принято, чтобы жена бралась из того же колена и из того же рода, а тем более у праведного Иосифа, отличавшегося особым благочестием. Поэтому, перечисляя родословие Иосифа, евангелист Матфей тем самым рассказывает и о родословии Пресвятой Богородицы. Значение отцовства у евреев имело необыкновенную важность, поэтому в родословии Иисуса Христа перечисляются именно отцы, а не матери — «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду….» — по отцовской линии было принято вести родословие.

В нашей русской традиции, основанной на христианской культуре, это тоже сохранилось — каждый из нас несет  в себе отцовскую линию дважды — в отчестве и фамилии.

В родословии Христа мы, в первую очередь, обращаем внимание на праведников — святых отец. Это Авраам — отец всех верующих людей, который славен и велик не только верой, но и делами, поступками и словами, бывшими в полном соответствии с его верой. Крое Авраама мы видим и других праведников — Исаака, Иакова, Давида…

Но, как ни странно, в родословии мы встречаем и грешников и узнаем о таких их поступках, которые не совместимы с генеалогией Сына Божия, а евангелист Матфей обращает на это особое внимание. Например, он говорит, что «родил Фареса и Зару от Фамари», на Фамари делается акцент и не случайно — этот брак был кровосмесительным, пусть по незнанию, по ошибке это произошло, но тяжелый грех был совершен. Также, например, упоминается, что «Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Мф. 1,6), то есть от жены военноначальника Урии, при этом устроив предварительно так, чтобы Урия погиб на войне. Это то преступление и тот грех, о котором Давид каялся и оплакивал горькими слезами всю свою жизнь. Но и это событие вошло в родословие. Что мы здесь скажем? Только то, что Господь сошел в самую гущу человеческого бытия. Он пришел не только к избранникам, праведникам — людям, всецело очищенным, но и к нам — грешникам, ошибающимся и павшим — ко всем пришел Господь, и в этом явилось Его особенное, Божественное снисхождение — до самой греховной человеческой природы сошел Господь, чтобы ее исцелить и преобразить.

Особо подчеркивается в родословии то, что Христос был «Сын Давидов и Сын Авраамов» — древнееврейский богоизбранный народ напряженно ожидал Того, о Ком пророчествовали многие — Сына Давидова, Мессию. Все знали об этом из написанного в Священных книгах — «от корня Иессеева (отца Давидова) родится Мессия во граде Вифлееме» (Ин. 7,42) — поэтому много столетий ждал народ своего Мессию, Сына Давидова.

С рождением Младенца Иисуса наступает та самая новая эра, в которой мы с вами живем, состоялось великое событие — Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. В песнопениях праздничных дней мы приносим богатство православного богословия Богу, размышляя и пытаясь понять все величие того события, которое произошло и стало кульминацией человеческой истории и послужило к обновлению всего мира. Мы все глубже и глубже проникаем в ту истину, что Царь Небесный принес на землю…

Что Тебе́ принесе́м, Христе́, я́ко яви́лся еси́ на земли́ я́ко Челове́к нас ра́ди? Ка́яждо бо от Тебе́ бы́вших твáрей благодаре́ние Тебе́ прино́сит: А́нгели – пе́ние; небесá – звезду́; волсви́ – да́ры; па́стырие – чудо; земля́ – верте́п; пусты́ня – я́сли; мы же – Ма́терь Де́ву. Иже пре́жде век, Бо́же, поми́луй нас.

В преддверии Рождества Христова, этого великого Праздника, мы спрашиваем себя — что мы можем принести Христу, какие дары? И как мы можем встретить этот праздник достойно? Добрые дела и любовь к ближнему — вот те достойные дары, которые ждет от нас Господь. Аминь.

Протоиерей Димитрий Кирьян

02.01.2022 г.

(177)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *