О слепоте и прозрении

Слепой сидел у дороги и просил милостыню. Услышав, что мимо идет Иисус Назорей, он стал кричать громко: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». И когда Иисус спросил его: «что ты хочешь от Меня?», ответил: «чтоб мне прозреть». «Прозри. Вера твоя спасла тебя», — сказал Иисус, и слепой стал зрячим. «И пошел за Ним, славя Бога». Вот и вся история о слепом Вартимее. 

Но ведь она рассказана нам, зрячим, значит надо постараться увидеть какую-то связь, аналогию, иносказание, которое будет полезно нам еще чем-то, кроме рассказа о чуде, совершенном для кого-то.

Давайте представим себе слепоту. Слепец не видит, где он, куда ему поставить ногу. Он не видит, с кем разговаривает и как одет он сам. Он не видит, еду, которую ест, комнату в которой находится. Для него каждый шаг его пути – в кромешной тьме…

Давайте представим себе слепоту. К примеру, был я зряч, а стал слеп. Прошло лет 10, а то и 20. Я уже стал забывать, как выглядят многие вещи, как выгляжу сам. Что я знаю о своем внешнем виде, например? Помню себя еще довольно молодым, с черной как смоль бородой (это же я воображаю, поэтому не совсем про себя), с благородными чертами лица, особенное выражение которому придавали умные глаза. Глаза теперь не знаю, какое выражение придают, я прячу их под очками. Борода, говорят, поседела – оно и понятно. Я помню седых старцев, и думаю, что моя седина выглядит так же благообразно на моей густой и окладистой бороде. Волосы я причесываю и представляю себе, как они подчеркивают по прежнему благородные черты лица… А люди смотрят: косматый, борода клочками, выражение лица не то испуганное, не то безумное, зубы черные и головой всё время крутит во все стороны. Рубашка заляпана, застегнута не на ту пуговицу. Но это всё понятно, поэтому относятся снисходительно. Впрочем, этого я не вижу…

А теперь аналогия. Наделил меня Бог остроумием – и я, конечно, вворачиваю иногда шутки в разговор. Неплохо получается. Образование имею, так что в политике разбираюсь, помогаю другим не запутаться. В экономике кое-что понимаю, вижу, к чему дело идет. Последнее время, в связи с коронавирусом и всеобщей вакцинацией, еще и в медицине стал разбираться. В общем, повезло людям, что я у них есть.

А они смотрят с тоской на меня, когда шучу, и думают: хоть бы рот пошире открывал, что ли, а то шуточки такие плоские, надоел до смерти. Образование, похоже, едва на 8 классов тянет, а лезет со своим мнением во все разговоры на любые темы – невыносимо! Хоть бы пять минут помолчал для разнообразия… И до чего безвкусно одет… и там дальше уже всё остальное собирается. Потому что когда человек ведет себя навязчиво, то ему в вину поставят даже дождь на улице. Что, впрочем, не удивительно, ведь он и про погоду всегда всё знает…

Вот это – слепота. Я думаю, что вижу себя, но я себя не вижу. Я воображаю о себе не весть что.

А что я вижу в других людях? А что я вижу в Боге? Вот вы когда смотрите на булку хлеба на столе, вы видите бесконечное поле пшеницы с бегущими по нему волнами ветра? А когда рыбу разделываете, вы видите, как она играет в воде? – не агонизирует у вас в руках, а как она играла в воде, пока не попала в чьи-то сети?

У нас под ногами асфальт, бетон, над головой – бетон, смог. Кто видит здесь, на месте нашего города вековую тайгу, качающиеся кроны сосен? Мы точно зрячи? В мире диком можно было видеть Бога и богов, а в мире бетона можно видеть только человека и ворон. Мы действительно зрячи? Можно ли видеть этот город в отрыве от той тайги, которая уступила ему место? Видеть город без лиц тех людей, которые приехали сюда и создали это чудо?

Это что касается вопроса: «где я и каков я?»

А если задаться вопросом: «куда я и зачем я?»

Каким светом освещаются пути моей жизни? Светом познания? Светом ведения? Светом любви? Что для меня вообще свет в жизни? Что для меня радости в этой жизни?

Вы помните, с каким радостным трепетом принимали на руки первого ребенка? Вы можете сравнить это с тем волнением, которое испытывали, когда садились за руль первой машины? У вас что было раньше – ребенок или машина? А у ваших детей что сначала?

Вы помните, как читали сказки сыну, как играли с ним в шашки, подбрасывали к потолку? Это можно сравнить с очередной порцией видеороликов в инстаграме, к которым мы спешим, придя со службы в храме или после работы?

Мы считаем расходы на бензин и колеса, сколько стоил очередной поход в «ленту»… Наши дети измеряют любовь родителей к себе стоимостью смартфона, подаренного на очередной день рождения.

Люди живут в двухкомнатной квартире и выбирают третью комнату, потом машину, потом вторую машину. Не второго и тем более не третьего ребенка.

Были мы зрячи, когда строили такие планы в молодости? А теперь стали мы лучше видеть, в чем радость жизни?

Тем, кто кивает, хочу задать вопрос: вы видите радость жизни, какой она МОГЛА быть, или вы видите радость жизни, которую МОЖЕТЕ сотворить? Если МОГЛА – это еще не зрение. Это только недовольство результатом, или даже – разочарование, но – не путь жизни.

Путь жизни – видеть радость, которую вы можете обрести и которую можете сотворить. Обрести для себя и сотворить для других.

А теперь вернемся к евангельскому слепцу. Какую радость он обрел? Он стал зряч. Это же безумная мечта – и вдруг она исполнилась! Это даже не представить. И что он с этим сделал? – Он пошел за Иисусом, славя Бога.

Весь мiр открылся перед его глазами – и зовет во все стороны. Но он выбрал одну. Он остался с Тем, Кто открыл ему глаза. Свет – не из глаз, не от солнца в глаза. Свет — от Того, Кто дал человеку зрение для того, чтобы он увидел Того, Кто сотворил свет. Прозрев, Вартимей увидел второй раз мiр вокруг себя, но выбрал тот мир, который внутри — благодаря Тому, от Кого и первый, и второй, и гармония между первым и вторым.

Можно ли лучше распорядиться обретенным зрением? Видимо — нет, потому и сказал Господь: «вера твоя спасла тебя».

Все чудеса делятся на два рода: Божьи и не Божьи. Это не о том, что чудеса может творить не только Бог. Это о том, что не все чудеса, сотворенные Богом стали Божьими. Я поясню. Божье чудо приводит к тому, что человек увидел Бога и поверил Ему. Если чудо, даже и сотворенное Богом, не привело к этому, то оно не стало Божьим, потому что человек не допустил. Божье чудо должно быть не только сотворено Богом, но и принято человеком от Бога и с благодарностью Богу.

Хотите, научу, как получить чудо Божье? Это же очень просто. Я даже вовсе не боюсь, что у вас не получится, и вы придете меня укорять, что обманул.

Возьмите дома слово Божие и почитайте из него не спеша, так, словно у вас в распоряжении целый день, всего десять-пятнадцать минут и услышьте, что это Бог говорит с вами. Только не надо ничего себе воображать и фантазировать. Это всё как раз надо выключить. Просто читайте, пока не услышите то, чему вы поверите ровно так, как если бы лично вам это сказал Сам Лично Бог.

Десять минут.

А если не услышите – завтра повторите попытку. Писание – большое. Там точно есть такое место, на котором вы поймете, что это лично вам сейчас сказал Сам Бог.

Не получится второй раз – повторите третий. Читайте дальше, ищите то место. И не нойте, что Бог не поспешил заговорить с вами. Вартимей ждал не один год и не впал в безбожие. Сколько раз вы прочтете Библию, пока поймете, что вы всё предыдущее время не читали, а только готовились к этому моменту, когда вдруг Бог обратился к вам с этих страниц – никто не знает. Но я точно знаю: кто хочет этой встречи – она обязательно состоится. Повторяйте каждый раз при каждой новой попытке: «Господи! Чтобы мне прозреть!» — пока Он не сочтет, что вот сегодня вашей веры достаточно для этого.

Что, кто-то думал, что ее уже достаточно? Вот это и означает, что вы её еще не имеете. Вера, которой достаточно, любовь, которой достаточно для вас – это не вера и не любовь. Возьмите полиэтиленовый мешок и подставьте ветру. Он может вырвать у вас мешок из рук. Но если вы не выроните, а вовремя схлопнете свой мешок, то внутри будет просто воздух. Ветра там не будет. Вера, как и любовь, – не хранится на полочке. Они познаются только в движении — в делах веры, в делах любви. Хотите почувствовать Дух? – Задайте движение своей душе. Движение навстречу Богу. Только в движении навстречу Богу можно обрести Дух. И только на то время, пока движешься. Все, кто намерен прожить жить в спокойной обстановке, проживут ее в окружении икон и писаний святых отцов, так и не познав Духа Божьего.

Запомнили? Главное заклинание: «Господи, чтоб мне прозреть!»

Протоиерей Андрей Скрынько

09.01.22

(397)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *