…явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Крещения иначе называют Богоявлением (по гречески «эпифания» или «теофания»). Святитель Иоанн Златоуст поясняет, почему этот день именуется Богоявлением: «Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился, до этого дня Он не был известен народу».

Сегодняшний Евангельский отрывок — это самое начало Евангелия от Марка. Апостол Марк повествует об Иоанне Крестителе, как необыкновенной харизматической личности, человеке, который еще от рождения, от утробы матери своей, был исполнен Духа Святого и который всю свою жизнь (а ему было 30 лет) провел в пустыне. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мк. 1,6), его подвижническая, крайне аскетичная жизнь, проходила в молитве, в созерцании Бога, в размышлениях. И не случайно он был исполнен такой силы Духа, что, как слышали из Евангелия, к нему выходила вся страна иудейская и иерусалимляне: книжники и фарисеи, воины, весь народ страны шли к этому тридцатилетнему человеку, который проповедовал покаяние. Шли к Иоанну Предтече за живым словом.

Но Иоанн Креститель постоянно говорил, что покаяние должно содержаться не только в словах, ибо многие каются лишь на словах. Покаяние — это перемена ума, с этого все и начинается — с перемены ума, но далеко не все так каются, причиной тому наше предательское сердце, которое готово слушать правильные слова, а потом направлять наш путь совершенно в другую сторону, наши греховные привычки, противодействующие правильным мыслям. Следовательно, покаяние — далеко не просто разумное осознание того, что это правильно, а это не правильно, чтобы иметь счастье быть с Богом. Мы помним из Евангелия страшный пример Иуды, который раскаялся, вернул сребреники, сказав: «Согрешил, предал я кровь неповинную» (Мф. 27,4). Но что последовало за этим раскаянием — Иуда не припал к ногам Христа с просьбой о помиловании и не постарался исправить результаты своего предательства, чтобы помешать страшному событию — распятию Христа, он пошел и повесился. Какое же это покаяние? Это насмешка над ним. В самоубийстве Иуды было раскаяние, т.е. понимание умом того, что им совершен неправильный поступок, но нет покаяния истинного, которое ведет к изменению жизни — к поступкам и делам нового человека.

Поэтому неудивительно, что святой Иоанн Предтеча к приходящим к нему с покаянием обращается с такими строгими словами: «Смотрите, уже и секира лежит около дерева. Сотворите достойные плоды покаяния» (Мф. 3,10-8). А иначе дерево, т.е. жизнь человеческая, будет срублено — тяжкими болезнями, внезапной смертью или чем-то еще. Что же нам делать? Мы все помним картину Александра Иванова «Явление Христа народу», на которой Иоанн Предтеча указывает — вот к Кому обратитесь — ко Христу! Большинство из нас обратилось и уже не один десяток лет пребывает подле Него.

Сегодня мы собрались на празднике, который имеет сразу три названия:

Крещение Господне — в этот день Господь Иисус Христос, в возрасте тридцати лет, крестился в реке Иордан от Иоанна Предтечи;

Богоявление — в этот день была явлена Святая Троица — с неба был глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17), свидетельствовавший о Втором Лице Святой Троицы — Боге Сыне Иисусе Христе, принявшем крещение и Дух Святой — Третье Лицо Святой Троицы — в виде голубя, сошедшего с неба на Христа.

— третье название праздника — Просвещение — говорит о его внутреннем, духовном смысле для каждого из нас. На Божественной Литургии Великого поста мы говорим такие слова: «Свет Христов просвещает всех!».

Николай Васильевич Гоголь, объясняя значение этих слов, сказал: «Просветить — не значит с внешней стороны освятить человека, но это значит высветлить его изнутри во всех его силах и способностях. Подлинное просвещение, просвещение Христово, преображает все силы человеческие — и творческие, и интеллектуальные, преображает самые лучшие устремления, освящает, дает им силу и правильное направление». В этом смысл подлинного просвещения.

Сегодня мы, восходя от воды, омывшись, причастившись или окропившись ею, начинаем духовно ликовать. Душа, наполняется радостью и светом — это праздник освященной души — новой и чистой, возрожденной к жизни! Аминь.

Протоиерей Димитрий Кирьян

19.01.2021 г.

Фото-видео-альбом по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/VmdG020d87o52g

(106)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *