Об исцелении бесноватого

Слово в неделю 10 по Пятидесятнице

Об исцелении бесноватого лунатика (Мф. 17: 14 – 21)

Отец просит помочь сыну, а Иисус восклицает: «О род неверный и развращенный! Доколе буду терпеть вас?» Почему такая реакция? Ведь обычное дело – люди просят постоянно и получают, и ни разу еще Он не высказывал такого укора. Почему сейчас?

Юноша был одержим бесом с детства. И хотя отец не упоминает, к кому обращался прежде за помощью, можно не сомневаться, что обращался. И вот пришел к Иисусу, а Его не оказалось, и он обратился к ученикам. В чем тут проявилась развращенность неверного рода человеческого? Давайте вслушаемся в диалог, как его излагает Марк в дополнение к прочитанному нами сегодня из Матфея.

«Если что можешь, сжалься над нами», — говорит отец. Казалось бы тоже: в чем вина человека, который не может знать силу, дарованную Богом стоящему перед ним целителю? Как и не может он точно знать, кто вообще-то перед ним: целитель? учитель? пророк? мессия? Ну что-то же Ты можешь, сделай, что можешь! Но неожиданно Иисус ставит возможность исцеления в зависимость не от Своей силы, которой обладает, а от силы, которой обладает отец: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». У Матфея нет этого обмена фразами с отцом бесноватого, но вместо этого есть диалог Иисуса с учениками: «Почему мы не могли изгнать его?»«По неверию вашему…» И здесь возможность исполнения дела поставлена в зависимость от веры, теперь уже исполнителя. Должна быть вера у просящего помощи, и должна быть вера у того, кто собирается помочь. Разная вера или одна и та же? В разное, или в одно и то же? Пытаясь ответить на эти вопросы, можно построить много разных связей. Каждая будет исходить из того опыта, которым обладает человек, строящий свое объяснение. Нам нужно такое, которое откроет возможность обратиться с просьбой, быть услышанным и получить просимое. Коль скоро у меня есть право рассуждать об этом, то я предложу своё понимание, исходящее из моего опыта. И воспользуюсь сравнением.

В моей жизни было несколько встреч, которые подходят под описание. С той разницей, что некоторые закончились исцелением, а в других оказать помощь не удалось. Я сделаю собирательное описание, обобщающее несколько случаев.

В гимназию приводят ребенка с просьбой взять его в ученики. Мы разговариваем с родителем, а ребенок сидит рядом и не участвует в разговоре. Ребенок находится в своем мире: он крутится, берет с моего стола предметы, в любой момент заговаривает с родителем и не реагирует никак на замечания, словно бы и не слышит их. Симптом тревожный: ребенок не замечает взрослых людей рядом с собой и никак не соотносит свое поведение с незнакомой обстановкой. Проще говоря, передо мной сидит совершенно невоспитанный маленький человечек. Я задаю вопросы и узнаю кое-что из семейной истории: неудачный брак, развод, попытки строить свою личную жизнь, не обращая внимания на ребенка, бабушка, которая берет на себя функции родителей, занятых обустройством своей личной жизни. Потом один из родителей вспоминает о родительских обязанностях и пытается вернуться в жизнь ребенка, но место прочно занято бабушкой. Она позволяет покупать вещи, общаться, но категорически не намерена передать бразды воспитания. Сама она готова быть и слева, и справа, подстелить, поддержать, купить, ублажать, терпеливо объяснять ребенку всё, что он согласится выслушать, но не позволяет родителю вмешиваться и позволяет ребенку не обращать внимания на попытки вмешательства. «Почему вы решили привести его к нам?» — «Я понимаю, что дело плохо. В садике уже отказались с ним работать, сказали, что в школе будут большие проблемы, он никого не слышит, его невозможно обучать в обычном классе, а у вас тут особенные условия…» Условия в гимназии не особенные, а нормальные. Но этого слишком мало. Нормальные условия должны быть и дома. Спрашиваю: «Вы можете забрать ребенка и жить отдельно?» — «Нет, мне работать надо, я в одиночку не справлюсь». «Вы хотите помочь ребенку, или вы хотите переложить проблему на нас, чтобы вы могли и дальше ничего не делать и ни за что не отвечать? Мы не умеем учить невоспитанных детей, мы не можем учить детей, которых не воспитывают родители. Измените положение вещей, и мы будем вам помогать». Не состоялось.

В чем я вижу здесь сходство с отцом бесноватого? В одинаковом подходе. Замените ситуацию с ребенком на любую болезнь, которую человек приобрел неправильным образом жизни. Он приходит к врачу и говорит: «Вылечите меня, а то болит, сил нет». «Вам надо прекратить пить (курить, есть жирное, беспорядочно спать и т.д.), больше двигаться, быть на свежем воздухе, вместо телесных удовольствий стараться получать позитивные эмоции. Вам надо изменить образ жизни». — «Я не могу изменить жизнь». — «Я не могу вылечить болезнь, причины которой не устранены». — «Тогда дайте мне болеутоляющее, и я пойду, раз от вас нет никакой пользы…»

Теперь давайте представим этот диалог не с врачом, а с Богом. «Я пришел, чтобы дать тебе жизнь, и дать ее с избытком». «Это хорошо, но мне бы лучше достаток. Будут деньги – будет здоровье, и любовь, и радость, и спать буду, сколько надо… Ты можешь мне сделать много денег? Нет? Тогда зачем ты нужен?» Нет, буквально так никто не говорит. Но по сути все попытки Бога научить нас жить правильно – ПРАВЕДНО – заканчиваются одинаково. Никто не намерен менять свою жизнь на праведную. Мы согласны получать благодать, но куда ее употреблять, мы уже давно придумали, и нам дела нет до того, зачем она, эта самая благодать, на самом деле существует и предназначена.

И вот, наконец, вопрос: причем же тут вера?

Вот ответ:

кто из нас знает, что такое вечная жизнь? Бессмертная душа? Божественная благодать? Любовь небесного Отца? Зачем и почему в нашей жизни происходит то, что происходит, а не то, что мы хотим? – никто не знает, кроме Бога. А что мне тогда делать, чтобы всё это было, и было в наилучшем виде? – Слушать Его, Того, Кто знает. Поверить тому, что Он говорит; тому, что правильно жить – это жить праведно. И тогда, по нашей вере, с нами станут происходить правильные вещи. Кстати, если кто-то думает, что с нами станут происходить другие вещи, а именно – те, которых мы хотим, — тот ошибается. Будут происходить те же самые вещи, что происходят, только мы станем относиться к ним иначе. Потому что мы перестанем сопротивляться тому, что происходит с нами по воле Бога, перестанем настаивать на том, чтобы происходило только то, чего мы хотим. Собственно говоря, именно поэтому с нами и станут происходить правильные вещи«Вот, творю все новое» (Откр. 21: 5), — сказал, Сидящий на престоле. В этом Его цель. Вы хотите, чтобы в жизни происходили правильные вещи по воле Бога? – Творите всё новое. Новое небо и новую землю Он сотворит Сам, а вы творите нового себя и свою новую жизнь по воле Бога.

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Исаия 66:22).

Разве можно пожелать большего?

В прочитанном сегодня Евангелии еще и указано важнейшее средство, потребное для строительства новой жизни и нового себя с помощью веры – пост и молитва. И еще нужно понять: почему преуспеяние в такой новой жизни делает человека непригодным для мира настолько, что мир считает такого человека бесполезным мусором под ногами, и почему, по словам апостола в прочитанном сегодня послании, успех и признание в этом мире означают отклонение от того пути новой жизни, который предложен Богом, по которому идет он сам и на который призывает нас (см. 1 Кор. 4: 9 – 16). Но говорить об этом сегодня нам не достанет времени, поэтому только предложу: найдите время почитать и порассуждать о прочитанном. В конце концов, это важнее готовых чужих ответов: мало пользы для вас от моих ответов на мои вопросы, но по-настоящему бесценны ваши ответы на ваши вопросы, потому что только они открывают новые двери и новые возможности на вашем пути и в вашей жизни. Находите их, размышляя над словом Божиим, исполняйте и будьте уверены, что слово Божие не заведет вас во тьму, потому что оно сказано, чтобы явить свет и помочь на пути в вечную жизнь. Дерзайте.

Протоиерей Андрей Скрынько

21.08.22

 

(187)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *