Богач и Лазарь

Давайте поговорим о жизни и о вере. У нас сегодня есть хороший к тому повод – притча о богаче и Лазаре (Лука 16: 19 – 31). Стоит подчеркнуть: притча – это повод поискать полезные смыслы в простых вещах; это не возвещение истины или незыблемых правил. Догмат наполнен тщательно выверенным смыслом, пусть зачастую и туманным, непостижимым; он заключен в твердую словесную оболочку, которая не допускает свободного пересказа, дабы не повредить ни оболочку, ни ядро. Притчу же наделяет смыслом читающий, в меру своего опыта. Мне это нравится.

А начну я с самых банальных истин, содержащихся в ней:

Первая: в этом мире люди живут по-разному. И как бы ни хотелось многим верить, что сытая, веселая и беззаботная жизнь – награда человеку за его высокое качество, этого притча никак не подтверждает. А по видимости даже наоборот: загробная участь богача и Лазаря словно бы представляют собой перевертыш их земной жизни. Но притча не настаивает ни на том, что богатство – причина страданий после смерти, ни на том, что бедность – основание для блаженства там. Скорее, она подводит к мысли, что по внешне видимому образу жизни человека невозможно судить о результатах божьего суда, а пожалуй, что попытавшись судить об этом, мы рискуем не только ошибиться, но и нагрешить.

Вторая: независимо от количества радостей и богатства все люди умирают.

Третья: при этом жизнь не заканчивается. Она продолжается. В ином месте, в ином виде и состоянии, но жизнь продолжается.

И четвертая: качество последующей жизни определяется здесь и сейчас.

Чем определяется? — Здесь и сейчас есть человек с тем, что наполняет его личность, и есть его жизнь, наполненная его действиями и поступками.

Как то и другое влияет на будущую жизнь?

Прежде чем совершить поступок, мы выбираем: как правильно?

«Правильно» — с какой точки зрения?

Правильно из того понимания, которым мы владеем на момент выбора. Совершив же действие, мы получим результат и придем в новую жизненную ситуацию; действие за действием приводят нас в новый этап жизни, и оттуда многие прежде правильные поступки уже не видятся таковыми. А как будут они выглядеть из вечности? В лучшем случае – будет смешно. В остальных случаях – стыдно и больно. Ведь мы сейчас, полагаясь на понимание греха и добродетели, добра и зла, делаем выбор, не обладая полнотой Евангельской истины. И если мы будем жить, возрастая в познании Бога, то очень многие вещи, ценные сейчас, в будущем, когда мы напитаемся Духом Божиим и духовно подрастем, совершенно обесценятся.

Мы живем, исходя из представления о детерминированном мире: одно действие обусловливает другое, а то – следующее. Мы думаем, что если правильно просчитаем, то получим запланированный результат. Но давайте представим, что существует промысел Божий. Этот промысел предусматривает что-то для нас. Мои поступки должны быть такими, чтобы я оказался в предусмотренное время в предназначенном месте, где меня встретят созревшие плоды. Для меня детерминированного – плоды моих трудов, для меня верующего – плоды Божией любви, к которым я смог прийти, опираясь на верность и внимательно слушая Его подсказки.

Будущее притягивает меня к моим лучшим событиям и действиям. Вера позволяет уловить и откликнуться на эту силу притяжения. Вера – потому что у меня нет знания о будущем. Я могу встретить его только благодаря вере. Благодаря расчету и планам я, скорее всего, разрушу или пройду мимо тех будущих благ, которые предусмотрены для меня.

С другой стороны, если я не буду совершать действия, элементарно шевелить ногами, то даже безграничная вера не приведет меня никуда.

Бог создает будущее, а я создаю возможность в него попасть. Большинству нравится думать иначе: я создаю будущее, и Бог меня за это вознаграждает или наказывает, в зависимости от того, правильно ли получилось. Это не бессмысленный взгляд, но он неполный.

Человек рождается в мир беспомощным животным. Развиваясь в этой жизни, он либо станет опасным и умным хищником, либо богом. Второй вариант существует только для тех, кто в него верит: животное вырастает в бога. Те ситуации, которые приходят в нашу жизнь, мы своими действиями преобразуем в возможность обожения, либо — наоборот. Поэтому сказано: стяжите себе сокровище на небе… потому что где ваше сокровище, там будет и сердце ваше.

Богач использовал богатство по назначению, как понимает это назначение животная наша природа. Но богатство может и должно иметь духовное измерение, которое мы в нем не чувствуем и не знаем. Однако опираясь на веру, мы можем к нему относиться так, как будто знаем и чувствуем. Чтобы духовное действие принесло духовный плод, оно должно совершаться по благому произволению. Благое произволение может происходить из знания, а может из веры. Насколько же богаче в возможностях человек, обладающий тем и другим!

На всякий случай (ведь не все тут у нас верующие со стажем) поясню:

Подразумевается вера не в возможность результата, не в то, что труды будут вознаграждены. Подразумевается вера в то, что это — тот результат, которого хочет для нас Бог. Если я верою выбрал и устремился к тому, что Бог хочет для меня из Своего всеведения, то я «обречен» на результат в лучшем виде. Только еще, как было сказано выше, надо шевелить руками и ногами – действовать (впрочем, слово «устремился» это и подразумевает).

А чтобы научиться верить Богу, надо Его слушать. Если внимательно слушать, то не верить невозможно.

Однако притча говорит нам, что неверие не только возможно, оно может быть настолько прочным, что даже воскресение мертвого не пробудит веру.

Почему невозможно возбудить веру в братьях приточного богача?

«Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).

Кстати, обратите внимание: Моисей и все пророки, чьи книги содержатся в Библии, жили и писали после Авраама, произнесшего эти слова. А у нас с вами еще есть Евангелие и послания апостолов. Будем считать, что теперь они входят в названные Авраамом книги. Поэтому каждый, кто сетует на маловерие, спроси себя сам: а давно я читал (слушал) Писание, чтобы вера могла быть?Сколько времени потрачено на слушание лживых речей политиков, похабных шуток скоморохов, яканья и кривляния блогеров – и сколько на слово Божие?

Так что в словах этой небольшой притчи нам указан и путь, и основание, опираясь на которое этот путь можно пройти. Надо только вслушаться, размыслить, решиться и начать.

Господь с вами, Он уже проложил ваш путь, просто будьте внимательны.

Протоиерей Андрей Скрынько

06.11.2022

 

(169)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *