Поговорим о посте

Мы ждали его, и вот радуемся: завтра он начинается. Но, коль скоро не все умеют радоваться посту (есть даже такие среди нас, которые огорчаются наступающим постам, а есть и такие, которые раздраженно принимают напоминания о том, что пост идет), а радующиеся посту радуются ему по-разному, и не все из них могут объяснить, в чем, собственно, их радость состоит, то я и попытаюсь собрать вместе некоторые мысли о радости поста.

Пост может дать нам нечто. Пост может привести нас куда-то. Пост может научить нас чему-то. Я вижу три такие возможности говорить о посте. Я выбираю третью.

Чему пост может научить меня?

Сразу оговорюсь: я рассуждаю о том, что важно для меня, поэтому мое рассуждение не будет одинаково полезным для всех. Чтобы сделать его полезным для себя, надо будет заменить те важности, которые мои, на свои. Возможно, получится рассуждение, построенное о том, что важно для вас, и тогда оно будет полезным для вас.

Чему я хочу научиться?

Я хочу научиться жить. Я хочу научиться жить по-христиански. Я хочу научиться жить по-христиански, потому что это верный путь к вечной жизни. Я хочу научиться жизни, которая имеет духовное измерение, потому что вечная жизнь – это жизнь духа, даже если она в теле. Поэтому я хочу научиться любить, ведь жизнь духа – это любовь, и именно она – любовь – делает жизнь христианской. Поэтому я хочу научиться поститься.

Как пост может научить меня любви?

Рассуждаю: а чему пост меня учит? Тому, как можно целый месяц, и даже полтора, прожить без животных продуктов? Нет, вегетарианцы живут на растительной пище многими годами. Но я не у них учусь быть христианином.

Пост учит меня воздержанию! Воздержанию — от чего? Или воздержанию – в чем?

Это разные вопросы, даже если сразу не понятно.

Воздержание от чего предполагает, что я это воздерживаюсь делать, иметь, или иметь с этим дело.

Воздержание в чем предполагает, что делая нечто (или имея нечто), я делаю (или имею) это только до некоторой степени. А дальше или не делаю (отказываюсь иметь), или кардинально меняю отношение к этому.

Пример: воздержание от потребления мясной пищи подразумевает, что я ее не ем. Воздержание в потреблении мясной пищи подразумевает, что я ограничиваю ее количество. Поэтому может быть так, что я воздерживаюсь от мясной пищи и ограничиваю себя во всей остальной. Например, перехожу с трехразового питания на двухразовое. Ну, и конечно, не увеличивая при этом в 1,5 раза количество съедаемого за один прием пищи.

Это – варианты воздержания, их может быть много. Я выбираю для себя оптимальный.

Что я считаю оптимальным?

Тот вариант, который наилучшим образом научит меня… Чему?

Смотрите, что получается: я учусь воздержанию, чтобы научиться чему-то!.. Чему?

Уже понятно, что не тому, чтобы обходиться без пищи – дьявол это умеет, но не ему я стремлюсь подражать.

Я хочу научиться чувству меры. Дело вовсе не в том, чтобы что-то есть, а что-то не есть.

Дело в том, чтобы уметь контролировать – это раз.

Чтобы уметь понять, когда пора остановиться – это два.

Чтобы уметь почувствовать, когда пора продолжить – это три.

Всё вместе это называется чувством меры.

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов», — говорит апостол Павел Тимофею. Это первая мера и она нужная и полезная.

«И вино … веселит сердце человека», — говорит пророк Давид. Это вторая мера – и она еще хороша, но уже требует большей осмотрительности.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство», — говорит тот же апостол Павел ефесянам. И это третья мера – лишняя, зловредная и опасная.

Чувство меры означает: вовремя начать, вовремя остановиться, вовремя продолжить… Дать телу то, что ему нужно, столько, сколько ему нужно – в меру.

Здесь можно было бы предположить, что самый полезный специалист для христианина – диетолог. Уж он-то сказал бы (за хорошую плату), чего и сколько каждый день нам надо дать телу. Но я специально о нем упоминаю, чтобы никто не «догадался» сам, что я именно это имею в виду. Потому что я ни в коем случае не имею это в виду.

Это — мое тело, и это я сам должен научиться понимать, чего и сколько ему надо. А для этого я должен научиться понимать его. Слышать его. Понимать его скорбь, чтобы ее избегать; его радость, чтобы доставлять ему; его веселье, чтобы иногда допускать до него; его разнузданность – когда она начинается, — чтобы не доходить до нее.

Как все это можно назвать одним словом? — Правильно: любить. И даже еще точнее: правильно любить. Потому что неправильной любви к своему телу у нас сверх меры, и она-то наши тела и губит гораздо в большей мере, чем чья-то нелюбовь к нам.

Про любовь понятно?

Где здесь духовное – понятно? Это умение беседовать со своим телом, управлять им ему на пользу по согласию и с благодарностью от него.

Где здесь христианское – понятно? Чувство меры и специально предназначенное для этого общее время. Ведь это же нас сближает, что мы все вместе ходим в одну школу, не правда ли?

И всё вместе это открывает нам дорогу в вечность в наших телах.

А теперь осталось сказать о любви к ближним и о любви к Богу – о духовном посте.

Но как на это уже нет времени, то просто воспользуйтесь этим рассуждением, и там, где были слова «мое тело» поставьте для начала: «мой сын», «моя жена». Потом – «мой друг», «мой приятель». Когда будете готовы, можете продолжить ряд. Соответственно, если понадобится заменить какое-то еще понятие на более уместное в отношениях с другим человеком – замените.

А если говорить о Боге, то снова можно применить то же рассуждение, только поставьте вместо слов «мое тело» слова «мой дух». Будет труднее, потому что о нем мы знаем еще меньше и умеем слышать его потребности еще хуже, но – не совсем же по нулям. А где будут возникать трудности, придется поработать и поискать людей знающих: почитать, например, святых отцов.

При чем тут Бог, если я говорю о своем духе,- понятно? Мой дух – это Его дух, который Он вдохнул в меня при сотворении, чтобы я стал душой живой. Мы теперь говорим, что это образ Божий. Можете начать с него. Можете начать с души. Можете начать с совести. Любое из этих начал приведет к одному и тому же корню – к Творцу. Учась любить свою душу (свой дух), мы учимся любить Бога.

Итак, почему я радуюсь наступлению поста? Потому что в прочее время мы слишком заняты «чрезвычайно важными» бесполезностями – бесполезными для вечной жизни совершенно. А когда наступает пост, он властно говорит, очень строго глядя в глаза: «пора заняться главным. Ты обещал». И деваться некуда – приходится заниматься. И тогда душа, наконец, оживает и к концу поста обязательно благодарит – вы все это знаете. Поэтому те из нас, кто знает эту благодарность хорошо, предвкушают ее уже в начале поста.

И от всей души желаю вам: пусть она посетит вас, пусть она живет с вами весь пост, пусть она останется с вами и после поста как можно дольше – постарайтесь об этом.

Протоиерей Андрей Скрынько

27.11.2022

 

 

(142)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *