В неделю «мытаря и фарисея»

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки, 18,10-14)

Это воскресенье по церковному календарю, называется Неделей о мытаре и Фарисее и посвящено двум людям, которые, вошли в ветхозаветный Иерусалимский храм помолиться, и молились различным образом.

Фарисей в молитве благодарил Бога за себя, за то, что он хороший человек, не грабит, не обижает, не прелюбодействует. И тут он не удержался от того, чтобы даже в молитве не сказать «как этот мытарь». Надо напомнить, что мытарь – это не несчастный бродяжка, не нищий, не бомж, а высокопоставленный чиновник, но нелюбимый. Кто на социальной лестнице занимает положение высокое, но вместе с тем, как цену за это своё положение, испивает и стабильную нелюбовь населения. Так вот, фарисей не любил мытаря, предателя Родины, сотрудника римских оккупантов, сборщика налогов, не забывающего и себя. Да и было за что не любить. Потому фарисей и не удержался. «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков». Перечислил, чем он хорош: постится два раза в неделю, десятину даёт из всего, что приобретает.

Мы привыкли представлять себе фарисеев хитрыми и жестокими, злобными, лицемерными и противными, показушными, снаружи – сливки, внутри — алкоголь.  Если бы всё было так! Фарисеи – люди, прежде всего набожные и старательные, считались почтенной элитой иудейского общества. Они возглавляли еженедельное синагогальное богослужение в своих селениях, читая и разъясняя Священное Писание. Их уважали: ведь если простой народ занимался житейскими делами, погрязнув в повседневности, фарисеи были людьми, неравнодушными к вере. Они постоянно стремились выразить свою веру в каких-то делах, но только внешних, физических действиях. А ведь от этого сама вера искажается, мельчает, не задевает душу.

Именно для таких людей проповедовал покаяние Иоанн Предтеча, удалившись на Иордан. Мы так часто говорим, что покаяние – это перемена ума, — а ведь можно было бы сказать и смягчение сердца! Именно смягчение и просвещение сердца так остро не хватает фарисеем. О них же сказано и то, что народ окаменил сердце свое (Ин 12:40). Внешняя праведность и каменное сердце – привели к тому, что они не узнали Мессию, которого столько веков ожидали. Окаменевшие сердца фарисеев остались незатронутыми любовью; в них было только недоверие, быстро перераставшее в ненависть. Они считали, что овладели истиной раз и навсегда, и ничего другого им не надо, ни милости, ни любви. А ненависть распалялась оттого, что рушилась картина мира: если хотя бы на минуточку допустить, что Иисус из Назарета есть Христос, Сын Божий, то вера фарисейская ничтожна и пуста, и всю жизнь, получается, они верили неправильно, и ничем-то не лучше всех прочих, а пожалуй и хуже. Вот это и есть покаяние, к которому фарисеи оказались неспособны и от этой неспособности пришли к страшной мысли уничтожить Того, Кто так не похож на их представление о Нём.

Мытарь же стоял вдали от него. Он стоял, не чувствуя себя ни хорошим, ни оправданным, и говорил только одно, ударяя себя в грудь: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику». Когда-то, да и сейчас, наверное, он много грешил. Собственно, выбор деятельности уже означал принятое решение: согласен на грех. Но при этом он не стал оправдываться, не стал тешиться мыслями, что иные грешат ещё больше, что он, достигнув высокого положения, может принести немалую пользу Родине; обстоятельства таковы, что он стоял перед неизбежным выбором: дети, семья, жена – куда было деваться? Ничего подобного он не  говорил. Он тяжко грешил , но и сокрушенно каялся, никак не оправдывая свою греховность. И в этой простоте покаяния, именно в простоте, не в самооправдании, вышел не от себя, но от Бога оправданным более, чем другой.

Какова должна быть молитва, чтобы пойти оправданным в дом свой?

О фарисее говориться, что он молился «сам в себе». Эти слова можно понять как тихую уединённую молитву. Однако может означать, что во время молитвы его мысли и чувства продолжают вращаться вокруг него самого, не выходя из замкнутого круга, — а ведь именно встреча с Богом есть цель молитвы!

«В чём состоит служение Богу? – спрашивает преподобный авва Исаия и отвечает: — Не в чём ином, как устранении из ума всего чуждого, когда славословим Бога. Да не будет в нас услаждения чем-либо земным в то время, как мы молимся Ему! Да не будет у нас злобы в то время, как воспеваем Его! Да не будет у нас ненависти к ближнему в то время, когда поклоняемся Ему!».

Святитель Феофан Затворник, рассуждая, пишет: «Господь укоряет фарисеев не за внешние порядки и правила поведения, а за пристрастия к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что есть на сердце».

Святитель Тихон Задонский пишет: «Войдя в храм Господень, осмотрись, кто ты такой и к Кому пришёл? Пришёл раб к Господу, творение к Творцу и грешник к Праведному Судии. И о том рассуди, зачем ты пришёл в храм Божий? Входим в храм Божий или славословить Бога, или благодарить, или просить чего у Бога, или умилостивить Бога за грехи наши. Итак, если просить прощения за грехи, то вспомни все грехи твои, которые ты от самого малого возроста прогневал Творца своего; посмотри в книгу твоей совести, посмотри и рассуди, сколько ты своего Господа огорчил».

Зачем мы приходим в храм? Что это – простой обычай, или в угоду ближним, или это «воскресная обязанность». «Невольник – не богомольник», говорит русская пословица. Становится ли каждое наше посещение храма настоящей радостью встречей с Богом – не только личной, а в сообществе братьев и сестёр по вере или мы просто отстаиваем всенощное бдение и литургию, уходя из храма с чувством выполненного долга?

Сегодняшний рассказ удивительно заканчивается. Сам Спаситель произносит следующие слова: «Сказываю вам, что сей (т.е. мытарь) пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». То есть, хочешь избавления от осуждения – будь прост. Замечаешь за собой грех – просто осуди его в себе. Примечаешь в себе ложное благочестие – сумей от него отказаться и быть честным перед Богом. В позапрошлом веке Оптинский старец Амвросий сказал ставшие крылатыми слова: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Мы люди, и нам свойственно идти и оступаться, соскальзывать с пути, как соскальзывают с крутого склона, падать, испытывать от этого неудобство и боль, но всё равно идти, зная, что в конце встретим свет и радость. Сегодняшнее Евангелие в преддверии поста не случайно напоминает нам, что христианство – религия не успокоенности, но осознания себя человеком.  Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

05.02.2023 г.

 

(103)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *