22 февраля 2023 года в церковном календаре отмечается память обретения мощей двух святителей – Иннокентия Иркутского и патриарха Московского и Всея Руси Тихона, избранного на престол в ноябре 1917 года, после долгих лет упразднения патриаршества на Руси. Казалось бы, что объединяет сибирского святителя и вновь избранного патриарха? Время их служения отделяет почти двести лет, да только страдания за веру и за Христа во все времена одинаковы – «..в мире скорбны будете…»
После приезда в Сибирь, святитель Иннокентий (Кульчицкий), по большей части, терпел скорби и лишения, в том числе от лжебратии. Даже будучи первым епископом Иркутским, почти год не имел собственного жилья в Иркутске, и приходилось больному владыке добираться из Вознесенского монастыря (который в то время был далеко за чертой города) на службу в город по плохой дороге. Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался. Даже после кончины у святителя Иннокентия, вице-губернатор Жолобов, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.
Митрополит Тихон (Белавин) был избран на патриарший престол в страшное для России время – в ноябре 1917 года. Новому Патриарху прежде всего пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях, захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
Семь лет патриаршества, и каждый год тяжелее предыдущего: скорби, лишения, обновленческий раскол, ненависть и постоянное преследование со стороны новой власти – заключение в тюрьму, домашний арест, покушения. Но, несмотря ни на что, до конца жизни — проповедь и твердое исповедание христианской правды.
Получается так, что мучеником за веру можно быть и при власти, которая не преследует религию (но при этом закрывает глаза на действия нечестивых людей – будь то служители церкви или зарвавшиеся чиновники), и при откровенной богоборческой власти – примеров в истории сотни, а может и тысячи.
Главное, что святители земли Русской, претерпев лишения, скорби и гонения, предстоят теперь Престолу Божию «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание», являясь ходатаями перед Господом за Святую Русь и за нас грешных…
Марина У.
(109)