Вход Господень в Иерусалим

Сегодня удивительный праздник. Наверное, самый нелепый из всех наших праздников: этот день обернулся днем величайшего заблуждения всего Израиля. Величайшее заблуждение в истории народа, избранного для того, чтобы через него в мир пришел Спаситель,не узнать и отвергнуть Его. Сегодня они ликуют и встречают, а через несколько дней в гневе скажут: «Нет, это не он! Распни его Это будет в пятницу…

А сегодня Сын Божий вступает в Иерусалим, чтобы исполнить всё, что должен исполнить. Весь Иерусалим приходит в движение: «Это Иисус – великий пророк. Он идет! Наконец, всё изменится, Он всё сделает!» «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!»

Толпы народа: те, кто верил; те, кто получил бесценные дары от Него; те, кто видел Его дела и слышал Его слова; те, кто только слышал о Нем от других; те, кто почему-то ничего не слышал о Нем; и даже те, кто не верил Ему, кто уже затаил на Него в сердце зло – все выходили на улицы и встречали. Огромная толпа ликовала. Другие мрачно молчали – час их торжества наступит позже. Но ошибались все. Даже апостолы.

Очень многие говорили правильные слова: «Сын Давидов. Пророк. Христос. Царь Израиля. Учитель», — это всё о Нем и все эти слова правильные. Но беда в том, что значение этих слов понималось ошибочно.

Очень верные чувства наполняли атмосферу Иерусалима – ликование, восторг, ожидание и надежда, что, наконец, исполнится предсказанное пророками, Бог воцарится в своем народе и во всем мире, правда божия восторжествует и всякое зло будет побеждено, — это всё хорошие, правильные чувства. Но беда в том, что эти чувства не имели отношения ни к намерениям самого Христа, ни к намерениям Его Отца, а только к намерениям ошибающихся иудеев.

И слова, и надежды оказались ошибкой. Толпа ошибалась. Друзья ошибались в своих ожиданиях. Враги ошибались в своих намерениях. Бог всё сделал не так. И только некоторое время спустя стало приходить понимание того, что произошло в эти дни. Те, которые узнали Сына Божьего – Христа, Мессию – получили от Него Духа ведения и открыли истину другим…

Сегодня у нас праздник: вы пришли с веточками в руках – первые знаки весны и пробуждения жизни – и поздравляете друг друга. Прошло много веков. Мы теперь многое знаем. Мы знаем, что царство Христа – не от мира сего; что не сила чудотворения – главный его признак, а совершенная любовь; что в этот день – сегодня – он идет не на трон, а на Голгофу; что через неделю будет Пасха – воскресение Христа, но сначала в пятницу его безжалостно казнят. За эти годы многое изменилось: христианство стало мировой религией и изменило весь мир. Но знаете, что не изменилось? Errare humanum est – так говорили древние. «Ошибаться» — по-прежнему так же «свойственно человеку». Это очень верное замечание. И поэтому я не могу отогнать мысли, каждый раз возникающие у меня, когда все вокруг с радостными лицами поздравляют: «С праздником!» Я молчу, но мысленно спрашиваю: «А что для вас этот праздник?» И вот, сегодня моя очередь говорить проповедь, и поэтому я не буду молчать, а задам вопрос, лишь немного изменив его: «А что следует праздновать в этот день, чтобы не ошибиться?»

Позволю себе порассуждать:

В нашем городе едва ли можно сыскать человека, который бы не знал имени Иисуса и того, что его еще называли «Христос». И, пожалуй, не менее 70% коренных жителей уже крещены во имя его. Но ведь это вовсе не означает, что мы лучше, чем 2 тысячи лет назад, понимаем, что значат слова «Бог», «Сын Божий», «вечная жизнь», «Царство Небесное». Более того, несмотря на то, что у нас теперь есть христианское богословие 2-хтысячелетнего возраста, я утверждаю, что эта наука не научила нас вере лучшей, чем вера первых христиан.

Так же, как те иудеи, что ходили за Христом, мы ждем от Него исцеления в болезни, утешения в страданиях, помощи нашим детям, хорошего урожая – если кто-то работает на земле, а если нет – то минимальной инфляции и стабильного экономического роста. Как и древние иудеи, мы произносим слова «С нами Бог» и добавляем: «Поэтому наше дело правое, и мы победим». Но так же как те иудеи, почему-то считаем, что это просто потому, что мы русские, а не потому что мы старательно делаем именно то, что Он нам велел. Нас вообще мало волнует, что Он нам велел делать. «С нами Бог» означает, что если я решил что-то делать, то Богу надлежит мне в этом помогать. Понимаете: я верующий не потому, что Бог сказал: «Иди, сделай это», и я пошел – и сделал это; а потому что я решил: «Я сделаю то-то» и сказал: «Господи, благослови!» И эту нелепую подмену мы и считаем верой.

Мы теперь молимся на каждой службе о том, чтобы прекратилась братоубийственная война, чтобы преодолелось разделение между нами. Именно так: «преодолелось» — как-то само собой. Ну, или благодаря божьему вмешательству. А кто его создал? Разве оно возникло «само собой» или из-за божьего вмешательства? Или его создали американцы? Или, что нам кажется гораздо более верным, — украинцы по наущению американцев, а мы просто вовремя не заметили? Да разве люди разделились между собой не оттого, что каждый пожелал окружить себя вещами красивыми, полезными и современными и стало некогда, да и пропало само желание, думать о тех, кто рядом? То место, которое должны занимать в нашей жизни близкие люди, заняли желанные вещи — вот действительное разделение. И тот, кто думает, что такое разделение преодолеется «само собой» или по Божьему вмешательству – ошибается. Как сами создали, так сами должны и преодолевать его.

Когда я испытываю неудобства в жизни, то я требую справедливости. Но это требование справедливости всегда направлено на других. Ведь я так же, как и древние люди, считаю, что моя справедливость превосходит справедливость соседа – и в этом я ошибаюсь, как и они. У меня справедливости не больше, чем у соседа. Просто у него она хранится в левом кармане, а у меня — в правом. Или – во внутреннем. Наши справедливости даже невозможно сравнить друг с другом: у одного она сосредоточена в раздаче денег, у другого – в законе, у третьего – в верности слову, у четвертого – в верности клану, пятый считает справедливостью воздаяние, а шестой – возмездие. И мы даже не можем договориться, чем одно отличается от другого, или что между ними общего…

«Христос воскрес!», — будем мы через неделю приветствовать друг друга с ликованием. Ну, хорошо, воскрес. Но вот вопрос: «А в чем тут радость твоя или моя?» — чтобы не ошибиться, как те иудеи в сегодняшний праздник. Для апостолов он был друг и учитель, с ним были связаны все надежды на лучшее в жизни. И вдруг он умер… Поэтому для них известие о том, что он воскрес – это подлинное счастье. А разве я чему-то научился у Христа? Разве я стал ему другом, а потом потерял, а потом снова нашел, чтобы мне ликовать вместе с апостолами? Я верю, что Христос воскрес. Но я — я воскресну? Воскресну, в это я верю. Но: в «воскрешение жизни», или в «воскрешение суда»? Как не ошибиться?

Буквально два дня назад я прочитал об этом у Иоанна Богослова в Евангелии, хочу поделиться. Передам вольно, своими словами.

Бог-Отец послал в мир Сына, чтобы тот исполнил волю Отца. «Я приведу к тебе Моих детей — они узнают тебя по делам. Никто из них не должен погибнуть – им надлежит воскреснуть в назначенный день».

А людям Он сказал через пророков: «Я пошлю к вам Сына Моего возлюбленного. Слушайте Его. Когда вы узнаете Его и поверите Ему, Он спасет вас и дарует вам вечную жизнь».

Понимаете: Отец послал к нам Сына. А нас послал навстречу Сыну. И если мы узнаем друг друга, то Сын нас воскресит в жизнь вечную. Вот зачем у вас в руках верба – чтоб Он мог вас узнать. Только не забывайте о том, что после того, как Он увидит у вас в руках вербу, Он посмотрит в ваше сердце, чтобы убедиться: это точно вы, или опять кто-то пытается нахаляву пролезть за чужими спинами? А есть еще вторая задача: вы ведь тоже должны Его узнать. А мы точно знаем, что много самозванцев, желающих занять Его место. Чтобы не ошибиться, надо тоже не только Его слова знать, но и Дух Его иметь в себе. Вот тогда только тревога превратится в радость праздника. Так что от души желаю вам именно такого праздника.

Протоиерей Андрей Скрынько

09.04. 23

(324)

One Comment

  1. Алексей

    Спасибо! Батюшка!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *