Образец покаяния

Сегодняшнее воскресенье Великого поста посвящается памяти Марии Египетской, потому что она признана Церковью как образец покаяния.

Удалившись от человеческого жилья в глухую пустыню, она в течении многих лет в сокрушении своего сердца приносила своему Господу покаяние. Что же заставило её бросить всю прежнюю жизнь и уйти жить среди диких зверей, среди безводных мест?! Почему она почувствовала себя такой великой грешницей? Ведь тысячи людей и тогда жили, и сейчас живут, не чувствуя так остро греха?

А дело в том, что однажды Мария Египетская, оказавшись лицом к лицу со святыней и ощутив, насколько она недостойна, пережила глубокое потрясение, и это так поразило её сердце, что она не знала, есть ли предел для её покаяния.

Во времена молодости преподобной Марии в Александрии было много христиан. Наверное, глядя на ее блудную и скверную жизнь, они часто осуждали ее. По всем духовным законам она подлежала осуждению. Но вот в ее душу пришло покаяние, у нее с глаз как бы спала пелена, и она увидела мерзость и безобразие своих грехов. Покаяние изменило ее жизнь до неузнаваемости, произошло чудо — из великой грешницы она стала великой подвижницей и одной из самых великих святых.

Следует также сказать, что житие преподобной Марии имеет к большинству из нас самое прямое отношение. Между ее жизнью и нашей имеется как сходство, так и различие. Сходство заключается в том, что многие из нас были призваны в Церковь уже в зрелом возрасте, успев совершить в жизни множество грехов. Различие же состоит в том, что преподобная Мария стала великой святой, а мы пока не стали. Почему это так? Потому что покаяние преподобной Марии было несравненно более глубоким и сильным, чем наше. Она поистине сотворила достойные плоды покаяния. «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешниц — великую праведницу…». Ее покаяние было огненным. Она имела непоколебимую решимость следовать за Христом даже до смерти. Можно утвердительно говорить, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами. Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого. Ибо, для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым»«слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души, скупящейся: из великих грешниц — великая праведница!

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие её. При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

Из жития преподобной Марии извлечем для себя два важных урока. Во-первых, никого никогда нельзя осуждать, даже явных и тяжких грешников. Преподобную Марию осуждали очень многие, а она стала одной из самых великих святых. И во-вторых, попытаемся увидеть со стороны самих себя и определить — движемся ли мы, по пути христианской жизни? Не стоим ли мы на месте?

Житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Аминь.

Протоиерей Димитрий Кирьян

21.04.2024

(45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *