ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Мы шли к этому празднику сорокадневным постом. Зима прошла — весны ветер, ветер Пасхи дует нам в лица. Мы стоим в храме с цветущими вербами и горящими свечами, и все человечество стоит во Святом Граде, приветствуя торжественно входящего в Иерусалим Царя Славы.

После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался идти в Иерусалим, многие из народа с радостным чувством последовали за Ним. Первосвященники же иудейские, негодуя, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

И от избытка сердца говорят уста: «Осанна в вышних! Господи, спаси же! Мы погибаем! Благословен Грядый во имя Господне!» Даже тех, кто ждет от Него только земной победы, не оставляет Господь. Он Кровь Свою с любовью прольет за этот народ, прежде чем отделить Себя от этого народа.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Многие подстилали одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию.

Торжественный вход Христа в Иерусалим – это глубоко символичное действие. Если попытаться перенести систему понятий древнего мира в наши реалии, то конь – это автомобиль премиум-класса. В то время как ослёнок – подростковый велосипед. Представьте себе кандидата в президенты некоей угнетённой врагами страны, от которого ждут решительных военных действий, а он въезжает в стан врага на велосипеде! О чём это говорит? О том, что он ни с кем воевать не собирается. Иисус приносит не то, что от Него ожидают. Он несёт Благую весть, избавить людей от главной проблемы греха и смерти, а не просто помочь разобраться с текущими политическими вопросами.

Для иудейских властей, которые ненавидят Его, Он — вне закона, и ничто не может поколебать их решимости убить Его. Все это знают, неужели этого не знает Господь? Он, Который всею жизнью Своей, начиная с рождения, с бегства в Египет, учит нас рассудительности и осторожности, идет сегодня в самую середину опасности, чтобы быть увиденным всеми, ибо пришел час Его. И это есть восхождение всепревозмогающей любви, и это есть призыв любви ко всем, кто видит Его, прежде конца. И для всех нас сегодня пришел этот час.

Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень? Среди этих криков радости, какие из них станут криками, требующими Его смерти? Свидетели славы Его сегодня, будут ли они мучениками завтра?

Как на Тайной Вечери молится, восходя к смерти, Господь: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24). Скоро у Церкви будет своя Страстная Седмица, и не избежать из нас никому страстных своих дней.

По словам митрополита Антония Сурожского, «вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви».

Иисус отзывает двенадцать учеников и говорит им: Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет…

Евангелие ясно указывает, что речь идёт о словах для немногих, специально отозванных в сторону. Не всем ученикам, но одним апостолам доверяет Иисус тайну ожидающего Его Крестного пути.

От каждого христианина ждёт Он соучастия в этом решающем событии, которое совершилось в Иерусалиме. Но Он остаётся Господином времени и призвания каждого человека. Он сам избирает час, в который призывает ученика Своего разделить привилегию апостолов и войти с Ним в Иерусалим уже со скорбным знанием о конце пути.

Много ли христиан приклонили ухо к этому призыву? Многие ли до конца осознали то, что произошло в Иерусалиме?

Господи, я услышал Твой призыв. Ты отозвал меня на дороге. Ты захотел, чтобы я отошёл от других людей, чтобы я сопровождал Тебя до конца пути, который Ты открыл мне, и будешь всё больше открывать весь его смысл, всю его полноту.

Господи, пусть начиная с сегодняшнего дня восхождение в Иерусалим и всё, что я увижу и услышу от Тебя в течении великой недели, станет, по милости Твоей, главным в моей жизни, нормой всего, что в ней есть, где центр — Ты.

Вот, я отворачиваюсь от всего, чему следовал, что искал. Отбрасываю всё, что не может войти в тайну Пасхи Твоей, тайну, распахнутую Тобою для меня. Там я открою, как я любим и какая цена заплачена за это.

Главное чувство Вербного воскресенья — ощущение радости со спрятанной в ней печалью, когда страшишься горя, которое предстоит перенести, но все-таки знаешь, что именно Крест Христов поможет каждому из нас обрести счастье Вечной Жизни.

Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

28.04.24

 

(60)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *