Вопросы духовные

В течение всей нашей жизни, перед нами, православными христианами, встают серьезные духовные вопросы. В преддверии Великого Поста ответить на некоторые из них мы попросили настоятеля храма Всех Святых в земле Российской просиявших, г. Усть-Илимска, протоиерея Александра Белого-Круглякова, недавно отметившего 30-ти летний юбилей служения у Престола Божия.

Практически на любой предложенный в нашей беседе вопрос – как ответ, напрашивается самая первая фраза – молиться, но иногда, в непростой ситуации, может пригодиться и другой опыт духовника с многолетним стажем. Часто сочувствие, простой житейский совет может вытащить человека из тяжелого духовного состояния, помочь ему взглянуть на свою проблему совсем по-другому.

— Существует в православной среде так называемое «привыкание» к храму и, как, следствие пропадает благоговение, появляется рассеянность, пустые разговоры и пр.? Как избежать этого состояния?

Опасность привыкания к храму подстерегает тех, кто чаще других в храме находится. Это штатные работники и священники. Держать себя в «тонусе» помогают простые действия – по дороге в церковь читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…». (Псалом 5:7-12), при входе в храм обратиться к Божией Матери с молитвой: «Богородице Дево радуйся…», приложиться к центральной иконе с тремя поясными поклонами.

У каждого из нас есть проблемы, связанные с самыми близкими людьми. Хорошо, если человек выстрадал в себе короткие, искренние молитвы о своих родных. Эти молитвочки и нужно обращать к Богу, войдя в храм, и чем они искреннее, тем меньше опасность «забыться» и привыкнуть к святыне. Настоятель должен быть строг и требователен к тем, кто постоянно ходит по храму во время богослужения и, тем более, ведет пустые разговоры. Но эту строгость должен неустанно проявлять именно настоятель, а не сами храмовые работники.

— Ввиду страстности и греховности нашего состояния мы подвержены влиянию помыслов, которые врываются в наше сознание, засоряя его, особенно во время молитвы дома и в храме. Как с ними бороться?

Избавиться от помыслов невозможно. Это удавалось редким подвижникам после многолетней аскетической жизни. Наши помыслы связаны с повседневными заботами. Поэтому, приучив себя в любых обстоятельствах полагаться на волю и помощь Божию, мы можем значительно ослабить действие помыслов на нашу молитвенную жизнь. Помыслы особенно мучительны, когда мы пытаемся все устроить самостоятельно, но царь Давид поучает: «Возложи на Господа печаль твою и Той тя препитает». При таком подходе к жизни, любой помысел может быть причиной молитвы, а не ее помехой.

— Что Вы посоветуете людям, подверженным духу уныния?

В море православного чтения есть базис, состоящий из пяти книг.

1. «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея.

2. «Лествица» Иоанна Лествичника.

3 «Невидимая брань» Никодима Святогорца.

4. «Аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова.

5. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» Феофана Затворника.

Во-первых, воспитанный на этом базисе христианин, получает правильный взгляд на свои немощи. Во-вторых, вооружается знанием методов борьбы с ними.

— К любым нашим делам постоянно примешивается тщеславие, как изживать в себе эту страсть?

Тщеславие и гордость изжить практически невозможно. Если мы от них избавимся, то будем тщеславиться и гордиться своей победой. Такова наша падшая природа. Древние святые подвижники плакали не о своих грехах, которых уже не совершали. Они плакали о своих добродетелях, так как понимали, что все добродетели растворены человеческим тщеславием.

О гордости и тщеславии нужно всегда помнить, всегда в них каяться, и относится к своим успехам с иронией. Очень помогает держать хоть в какой-то узде эти страсти — молчание. Особенно и именно тогда, когда нам есть что сказать.

— Мы постоянно грешим раздражительностью? Как бороться с этим состоянием?

Раздражительность — очень вредная черта характера. Она мешает достичь чистой молитвы, закрывает вход благодати Божией в наше сердце и разум. Алгоритм борьбы с этим недугом один – сначала обуздать уста. Пусть шторм бушует внутри, но не давать ему выход наружу. Это не просто, но только тот, кто справится с устами, дождется и внутреннего успокоения. Если к этому присоединять искреннюю молитву о нашем раздражителе, Господь упокоит наш внутренний мир. Как и сказано: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы».

— Как сохранять мирное устроение человеку, которого престарелые родители просто изводят своим поведением, вплоть до отчаяния?

Честно признаюсь, я не знаю, как в подобной ситуации сохранить мирное устроение. У меня не было опыта трудных отношений с родителями. Искренне сочувствую тем, кто попал в такое положение. Помоги вам Господи! Могу только предположить, что постарался бы вспоминать грехи своего детства и юности, все печали, которые доставил тогда своим родителям, и переживал бы свои трудности, как некую епитимью от желающего моего спасения Господа.

— Таинство Крещения. Как много людей приходит принять Святое Крещение, и как мало потом возвращается в храм, чтобы жить полноценной православной жизнью. Не секрет, что к Таинству Крещения люди зачастую относятся как к еще одному обряду в их повседневной жизни. В Вашей пастырской практике много ли людей пришло в храм после принятия Крещения?

Трудно и невозможно подсчитать, сколько крещеных мною людей стали постоянными прихожанами. Одно можно сказать точно – воцерковившихся гораздо меньше, чем крещеных. Что с этим делать, я не знаю. Казалось бы, будь более строгим, к просящим крещения, проводи с ними не две беседы, а долгий курс обучения. Но мой опыт показывает, что действие благодати Божией непредсказуемо. Один тщательно обучен и все же не становится постоянным прихожанином, другой, услышав несколько слов, остается в храме навсегда. Я боюсь ответственности за тех, кто мною крещен, но православным по жизни так и не стал. Но еще больше боюсь, заслонить кому-то путь к Богу своими строгими придирками. Помните, Господь в притче посылает своих слуг собрать на пир всех хромых, слепых, глухих и т.д. Он Сам потом определяет, кто не в брачных одеждах. Вот мы священники и собираем всех. А то, что не все в итоге остаются с нами, наверное, ожидаемо, ибо сказано: «Не бойся малое стадо».

— Крестные родители и крестники. Не всегда после Таинства Крещения есть возможность водить крестников в храм, особенно для Таинств исповеди и Причастия – не разрешают родители, либо есть другие причины. Остается только молиться за крестников, т.к. настойчивость может привести к конфликтам и только усугубить ситуацию?

Вот поэтому на огласительные беседы должны в первую очередь ходить родители, а не крестные. На церковность родителей, а не крестных нужно обращать внимание. Воспитание религиозных чувств происходит в семье. Поэтому церковная традиция разрешает крестить без крестных, если родители верующие, воцерковленные люди.

— Как часто Вы благословляете своих прихожан приступать к Таинству Причащения Святых Христовых тайн?

Не реже одного раза в месяц. При этом должна быть «жажда». Как мы испытываем голод по обычной пище, так и перед Божественной Трапезой естественно испытывать жажду. Можно и нужно заставлять себя исповедоваться, но к Причастию должно вести непреодолимое желание Богообщения.

— Как Вы относитесь к довольно расхожему мнению, что частое Причастие вызывает «привыкание»?

Привыкание возникает не от частоты причащения, а от небрежного отношения к святыне. Когда правило читается как попало, без внимания, когда евхаристический пост нарушается, когда примирение с ближними считается чем-то необязательным.

— Если разобраться, дышим мы и питаемся для поддержания телесных сил постоянно, тем более частое Причащение необходимо нам как воздух — для поддержания духовных сил. Каково Ваше мнение на этот счет?

Да, я с этим согласен, но нужно советоваться со священником, у которого вы всегда исповедуетесь.

— Пост духовный зачастую соблюдать становится проще, чем телесный, т.к. возрастные немощи дают о себе знать, и, то, что 5-10 лет назад было просто, становится исполнять тяжело. Как вы подходите к степени строгости телесного поста?

Я не могу согласиться, что пост духовный исполнять проще, чем телесный. И то и другое всегда трудно, но именно в соединении духовного и телесного обретаются крылья молитвы. Степень телесного поста должна быть такой, которую мы сможем пронести через весь период воздержания. До самой Пасхи. Если ты взвалил на себя неподъемные вериги, то бросишь их через неделю и начнешь унывать. Если возьмешь слишком мало, то не получишь пользы. Мера приобретается опытом. Этот опыт невозможно передать, потому что все мы разные. Не бойтесь ошибиться, приобретайте опыт, главное будьте искренни с самими собой.

После выхода статьи по комментариям и отзывам наших читателей отцу Александру были заданы дополнительные вопросы, ответы на которые мы сразу публикуем в нашей статье.

В наше время перечисленные Вами труды авторов по аскетике являются достаточно сложными и тяжелыми для восприятия, иногда даже у давно воцерковленного человека после их прочтения возникает ощущение, что ему никогда не спастись. Современным православным ближе и понятнее современники – Антоний Сурожский, Паисий Святогорец, Иоанн Крестьянкин, Андрей Конанос. Каково Ваше мнение на этот счет?

Царство Божие нудится, то есть берется трудом. Об этом говорит Сам Христос Спаситель. Зачем же нам брать, что полегче и попроще? К тому же, перечисленные труды являются как бы «школой», пройдя которую можно смело читать других авторов без боязни заблудиться. У многих современных православных писателей есть уклон в гуманизм, это общая проблема нашей эпохи. В человеколюбии самом по себе нет ничего плохого, но есть опасность мерой всех вещей ставить не Бога, а человека. И да, главной же нашей книгой должно быть Евангелие.

В школе нам всем старались привить скорочтение, в институте это было просто необходимостью, на работе порой приходится пропускать через сознание огромный поток информации и реагировать на него очень быстро – темп жизни все быстрее. После таких навыков медленное чтение молитв удается только при чтении новых текстов. Если тексты молитв практически выучены наизусть (утреннее, вечернее правило, например) читать медленно уже не получается, особенно в рабочие будни. Что посоветуете?

Читать медленно можно и хорошо знакомые тексты. Попробуйте медленно читать псалтырь, вы с удивлением обнаружите в давно известных вам предложениях совершенно новое глубокое содержание. С правилом можно экспериментировать. Читать какое-то время вместо утренних и вечерних молитв канон покаянный. Или канон молебный к Богородице, или ту же псалтырь. Потом снова возвращаться к традиционному правилу. Чаще делать земные поклоны, как советует святой Исаак Сирин или вообще стоять на коленях. Очень важно и утром и вечером прибавлять к правилу свои собственные короткие молитвы. Самое главное в молитве не конкретные тексты, а постоянство и искренность. Это нелегко, недаром наши предки говорили: «Молиться – кровь проливать». Разные есть пути ко спасению и к стяжанию благодати Божией, но не один из них невозможен без молитвы.

Маме 78 лет, крещена в детстве, в храм не ходила, как ей помочь воцерковиться? Бога не отрицает.

Только молиться о ней.

Дети были крещены в младенчестве (родители на тот момент были еще воцерковлены), крестик носили до подросткового возраста, а потом сняли, говорят, что они сами знают, что делать. Как уберечь детей от беды?

Дети смотрят на своих родителей. Если они видят малейшую фальшь или лицемерие – все, никакие слова их не убедят. Если мы говорим с ними о заповедях, о любви к Богу и людям, а сами постоянно кого-нибудь осуждаем или обсмеиваем, совершаем явно греховные действия, грубо ругаемся – дети получают прививку против нашей проповеди. Уберечь можно только собственным примером. Ну и надо иметь в виду, что подростковый возраст все дети проходят с большими трудностями и даже потерями. Не отчаивайтесь, молитесь за своих детей, эти молитвы обязательно дадут плод. Может быть не так быстро, как хочется, но молитвы родителей прорастут, как зерна, брошенные в сердца наших чад.

 

Благодарим отца Александра за столь содержательные ответы и полезные советы для жизни христианина на пути нашего спасения.

Дорогие братья и сестры, если у вас тоже появились вопросы духовные, можете задавать их в комментариях к статье или на электронную почту, указанную в разделе «Контакты». Ответы мы разместим в этой статье.

Марина У.

 

(1068)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *