Преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь празднует Преображение Господне на Фаворе, когда Спаситель явил Свою небесную славу перед учениками.

Цель христианской жизни как раз и заключается в том, чтобы стать причастником этой славы, этого божественного света и благодати, обрести в своем сердце Царствие Небесное. Господь желает вселиться в каждого из нас, чтобы преобразить и освятить наши души, но для этого необходимо изгнать из сердца все греховное и нечистое, ибо Бог и грех – несовместимы.

Бог – это огонь, очищающий добродетель и попаляющий порок, так что отождествивший себя с грехом рискует погибнуть. В жизни каждого человека бывают особые мгновения, которые оставляют неизгладимый след и навсегда остаются в сознании духовной жизни. Это произошло с Апостолами, которых Христос взял с собой на гору Фавор, и это выразил Петр, когда сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» (Мф.17,4). Это яркое и убедительное свидетельство о славе и блаженстве, которые ожидают человека за святую и праведную жизнь. Ученикам Спасителя очень хотелось в этот светлый момент земной жизни чтобы время остановилось и блаженство Царства Небесного осталось навсегда. Апостолы желали бы забыть все из временной жизни: болезни, скорби, одиночество, страх. Им хотелось войти в этот дивный преображенный мир, которого все христиане ожидают, но который еще не явлен и не стал действительностью.

Апостолы получили возможность воочию убедиться в Божественном достоинстве Христа Спасителя, в том, что Он – Господь живых и мертвых, что Он не Моисей и не Илия, но Бог этих самых великих ветхозаветных пророков и святых, потому что повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея.

Сын Божий возвел Апостолов на гору и показал Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благому произволению Своему, добровольно, во спасение мира. Что было еще неясно для апостолов, то Бог Отец открыл им на Фаворской горе: что Домостроительство Моисеево ветхозаветное исполнено, и они должны слушать сына, потому что Моисей как пророк говорил то, на что он получил повеление от Господа, и проповедовал, что было ему сказано. Так же благовествовали и прочие пророки Ветхого Завета, пока не пришел Примиритель, т.е. Иисус, который есть Сын Божий и Вседержитель.

Преображение произошло во время молитвы. Так повествует нам Святое Евангелие – Взыде на гору помолиться. Все люди признают обязанность молиться, и лучшая часть людей искренне исполняют эту обязанность. Действительно, для чего следовало бы устанавливать и совершать молитву, если не признавать в ней никакой силы и не ожидать от нее никакого действия.

Бог даровал нам мастерскую для производства и испытания ценных материалов совершаемых нами дел – это наши сердца. Как телесное сердце пропускает через себя всю кровь, так духовное сердце – центр человека – пропускает через себя все впечатления и чувства, оставляя доброе и отвергая худое. Есть у нас золотых дел мастер – ум, просвещенный верой и приобретший опыт в различении добра и зла. Есть контролер качества – совесть, обличающая неправду и радостно поощряющая угодное Богу.

Есть и пламя, постоянно поддерживаемое в печи сердца – неугасающая молитва, от которой временами загорается огонь Духа, испытывающий чувства и очищающий их от греховных примесей. Благодаря этому и пользуясь данной Богом свободой, мы можем удаляться в жизни от зла и стремиться к благу, выбирать себе круг общения, и достичь достойных целей. Мало того, нам дана возможность соединиться в молитве с Самим Богом и даже приобщиться Его природе в таинстве Божественной Евхаристии. Общение с Богом и творение добрых дел ради Христа преображает душу, делает ее богоподобной, похожей на Спасителя. Душа сама начинает излучать свет радости и любовь, потому что Бог избирает ее в жилище Себе.

Для спасения нам следует, по слову Апостола, «устроять из себя дом духовный» (1 Петр.2,5) -Божие жилище. Святой Павел говорит, что он «положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри как строит… Строит ли кто на этом основании – т.е. на Христе – из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3,1-13).

Здесь речь идет о христианах, строящих дело спасения на камне  — Христе, — а не о безумных попытках построить свое счастье на песке многобожия, самости и удовлетворения разнообразным прихотям – такие безумные постройки разрушаются даже до испытания их огнем. Что толку в крепком доме без фундамента, — когда добрые дела совершаются не ради Христа, — все разрушится под ударами стихии.

Но и на правильном основании устраивать свою жизнь ну;но с умом, потому что это здание будет проверяться на прочность. Под действием огня Божества истинные духовные ценности – вера, милосердие, любовь – будут проверены на подлинность, а всему временному и никчемному– порождения страстей – суждено погибнуть от огня, истребиться.

Мы говорим не о том, что если добиваться успеха в жизни неправедными способами, лестью, подкупом, обманом, разрушая для этого чужую жизнь, потерпишь провал и заслуженное наказание – это очевидно. Но и наши добрые дела должны быть устойчивыми, соответствовать основанию – Христу, как бы вырастать из него и совершаться во имя Господа, иначе все труды могут оказаться напрасными.

Из евангельского чтения видно, каким светом призван воссиять этот окружающий мир, какой славой призван сиять в Царстве Божием. Именно поэтому Святая Церковь совершает освящение плодов через окропление их святой водой. Верой человеческой мы как бы отделяем вещество этого мира, подверженного тлению, смерти и разрушению, и отдаем в собственность Богу, которая Богом приемлется и созидается новым Творением.

Апостолы испытали особое блаженство на Фаворской горе, Господь показал, какая слава ожидает человека и какое блаженство уготовано Его последователям. Будем, братья и сестры, достойны своего высокого христианского призвания. Через молитву, пост и церковные Таинства очистим себя от греха, от всего, что недостойно Божественной Славы. Собственным подвигом и молитвенным предстательством святых будем исполнять данные нам Святые Заповеди, чтобы наследовать жизнь вечную и Царство Небесное. Аминь

Протоиерей Димитрий Кирьян

 

(88)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *