В Неделю Торжества Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья, сестры, поздравляю вас с воскресным праздничным днём!

В IV веке Церковь стала поминать в первое воскресенье Великого поста чудо великомученика Феодора Тирона, который известил во сне Константинопольского архиепископа Евдоксия о том, что император Юлиан Отступник повелел окропить в конце первой седмицы все яства на базарах и рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Мученик предупредил об этом христиан, и они избежали такого искушения.

Эта неделя также является неделей Торжества Православия, потому что святая Церковь одержала победу над очень серьёзной ересью – иконоборчеством. Вселенский собор осудил иконоборчество и окончательная победа над ним свершилась в середине IX века.

Инициатором учреждения праздника Торжества Православия была императрица Феодора. Она предложила Константинопольскому патриарху Мефодию собрать иерархов, священников и мирян, взять святые иконы и прийти в храм в первое воскресенье Великого поста.  После этого весь народ вместе с императором Михаилом, его матерью Феодорой крестным ходом отправился к воротам царского дворца.  Там состоялась усердная молитва, после чего все вернулись в храм, где была ослужена Божественная литургия. Таким образом, было восстановлено почитание святых икон.

Мы даже не можем представить себе, что, если бы эта ересь восторжествовала, у нас в храмах не было бы икон ни Андрея Рублёва, ни Дионисия продолжателя Андрея Рублёва, ни Феофана Грека, ни Симона Феодоровича Ушакова иконописца, и других иконописцев, и наши храмы стояли пустыми, с голыми стенами.

Любой человек, знакомый с историей Церкви, знает какие битвы разгорались по поводу одного лишь слова. «Единосущен Христос Богу Отцу или подобосущен? Дева Мария – Богородица или Христородица? Две природы во Христе или одна? Сколько в Иисусе Христе воль – две или одна?»

И из этих слов хранители правой веры отправлялись в ссылки, шли на смерть, не жалея поступиться истиной. Возможно, сейчас многим людям, даже посещающим православные храмы, эти слова ровным счётом ничего не говорят, и упорство древних мужей может показаться фанатизмом. Нередко можно услышать, что главное – иметь Бога в душе, что религий много, а Бог един.

Всё это не может не смущать верующую совесть. Неужели зря страдали за свою веру мученики и исповедники, подвергались гонениям и насилию? Религиозное учение имеет огромное влияние на жизнь людей. И изменение веры непременно отражается на жизни как отдельного человека, так и общества. Достаточно познакомиться с историей ересей и расколов, чтобы понять, каких общественных потрясений избежали народы, хранившие правую веру.

Православная вера – это вера наших отцов и дедов. Они бережно хранили свою веру, как самое драгоценное сокровище на протяжении многих поколений, понимая, что Православие в большей степени сохранило в себе дух Церкви апостольских времён. Такая связь не только предмет веры, но и предмет доказательства.

Церковь учит и верит, что до конца времён будет нести людям своё чистое, неповреждённое учение. Подтверждением этой евангельской истины является минувший двадцатый век. Не было в истории Церкви гонений на веру более массовых, более жестоких, чем в нашей стране. Тогда у многих в душу закрались сомнения: а выстоит ли Церковь? Не исказится ли её природа от сотрудничества с безбожной властью? Но твёрдость веры, сила благочестия рассеяли все опасения, наша Церковь кровью своих мучеников показала всему миру тождественность с Церковью первых христиан.

Наше время без преувеличения можно назвать временем торжества Православия. За немногие годы из руин восстановлены тысячи храмов и монастырей. Но не думайте, что торжество веры только во внешнем великолепии. Конечно, когда вы приходите в Троице-Сергееву Лавру, или посетили Серафимо-Дивеевскую обитель и видите прекрасные соборы, дивные иконы, мозаику и слышите чудный звон колоколов, который разносится благовестом по окрестностям — это красота нашей веры и торжество. Но это всё – внешнее, преходящее, разрушающееся: оно может быть уничтожено и злыми людьми, и временем, самое главное – миллионы изголодавшихся по вере людей без колебаний вернулись в Церковь. Это ли не чудо торжества Православия?

Истинная вера и Дух Христов уничтожены быть не могут! Люди духа, такие, как преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский и все святые Нового Завета, тоже являются облаком свидетелей. Многие говорят: «Где же ваша правда, в чем ваша правда?» — так как считают, что она уже устарела, отмерла, не нужна, — а мы отвечаем людям: «Пойдите и посмотрите». Но не на нас, грешников, потому что мы плохие свидетели Божии, а пойдите и посмотрите на Господа нашего, на Его красоту и любовь к людям, на Его жертвенную любовь, на Его Крест и страдание, на Его учение, на Его Дух, Который с нами. Пойди и посмотри на святость Евангелия, на непревзойденную Его силу, которая побеждала все — сколько бы ни гнали ее, сколько бы ни уничтожали ее — сотни лет она всегда выходила из гроба, как Сам Христос вышел из гроба, победив смерть. Поэтому и говорит Церковь: «Не смотри, человек, на грехи наши, а посмотри на нашего Господа, посмотри на великих святых от древних дней».

В этот праздничный день Торжества Православия не будем забывать о главном. Пусть правая вера торжествует прежде всего в наших душах, в наших сердцах. Пусть она являет в мире красоту и добро, свидетельствуя о своей верности вечной Истине.

Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

05.03.2023 г.

 

(106)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *