о звании и о соответствии

Неделя о Закхее

Хочу сказать сегодня о звании и о соответствии. Это довольно важная тема в Евангелии, да и в целом Писании. Впрочем, это потому, что она очень важна в жизни.

«Много званых, да мало избранных»; «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся»; «не всякий говорящий мне «Господи, Господи» войдет в Царство Небесное»; «стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» — это несоответствие в одну сторону.

«Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой»; «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его»; «и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»; «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана» — это несоответствие в другую сторону.

Первое несоответствие закрывает перед человеком двери к милости Божией.

Второе несоответствие открывает перед человеком путь к милости Божией.

Сегодня у нас один из примеров: Иисус пришел к начальнику мытарей, и возроптали многие ревностные блюстители нравов, что Он вошел к грешному человеку. А Он сказал: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Погибшее было, когда Иисус вошел в дом, но вместе с Ним пришло спасение, однако стало оно принадлежностью этого дома только после этих слов.

Разве не был Закхей сыном Авраама? Конечно, был. Но – не был. По крови был, а по духу – нет. Потому что был грешен. О чем и свидетельствовали недовольные поступком Иисуса.

Вообще надо сказать, люди делятся на две категории: те, о чьих грехах говорят – и они, конечно, грешны, иначе о чем бы говорили прочие? И вторые — те, кто говорит о чужих грехах – и эти, конечно, тоже грешны, иначе с чего бы им говорить о чужих грехах. Я сейчас иронизирую, но слова эти, тем не менее, верны по сути: каждый грешен. Грехи одних на виду, других – скрыты от глаз. Грехи одних известны, о грехах других лишь догадываются. Говорят о них или нет – они есть. Даже когда говорят только о достоинствах человека, можно быть уверенным, что он грешен. Не верите – найдите такого и спросите, он подтвердит. Разница не в этом между людьми. Разница в отношении к собственным грехам. И есть такое отношение, которое сближает с Богом, а есть такое, которое отлучает от Бога.

Отлучен бывает человек от Бога не всегда по сознательной своей воле. Даже вовсе нет: не хотел он от Бога отлучаться. Он просто захотел чего-то, что получить можно, только отлучившись от Бога. Но это очень сложная мысль, а главное – не понятно, почему надо так думать? Я вот вовсе не думал так, когда делал ЭТО. Да я и не знал, что ЭТО грех. Но если и знал, то делал ведь не для того, чтобы с Богом поссориться. А значит, это Он Сам со мной решил поссориться. Логично? – Логично. И в отличие от предыдущей мысли, совсем не сложно. Только логика тухлая. Что она тухлая, становится понятно, когда получаешь результат, на который не рассчитывал. Например, оказался человек на скамье подсудимых, и думает: «дурак я, дурак! Ведь знал же, что не надо было этого делать!» Знал. Сам признался. Тут ведь всё просто: я же не бог, чтобы быть одновременно в разных, да еще и противостоящих друг другу, местах. Или тут – или там. Если я захотел за чем-то пойти туда, где нет Бога, то я отлучился от Него. Всё, точка. Все дальнейшие слова бесполезны.

Но вернемся к Закхею. Сыном Авраама он был – и не был. Грешным был – и не был. Погибшим был – и не был. Спасенным не был – но стал. Как это всё получилось?

Был он сыном Авраама, как сказано уже, по крови – по рождению из его потомства по плоти. Но не был по духу, потому что по духу Авраам – отец всех верных и друг Бога. Таких званий из его потомства могли удостоиться лишь очень немногие, и это было не про Закхея.

Был он грешен по природе и по собственным делам. По природе – потому что все, рожденные от Адама, рождаются грешными и не могут не грешить. И грешат. Но к неосознанным грехам прилагают грехи осознанные, которые можно совершать и не мучиться совестью только при условии, что сумел оправдать их в своих глазах в достаточной мере. Этому мы научаемся с детства. Вспомните: «он первый начал!», «он все врет!», «он сам виноват», или вообще замечательное: «да, а чё он!» — и как будто бы всё необходимое в этой странной фразе уже сказано, больше и говорить не о чем, уже и так все всё поняли. И присмотритесь внимательно, мне кажется, оправдания взрослыми своих грехов никуда не ушли от этих изначальных детсадовских «доводов». Слова только могут быть другими, но содержание – то же. Человек грешит, потому что так задуманы все наши общественные механизмы, потому что мы уже так устроили жизнь, что без греха она нам кажется пресной.

Ну а про спасение всё понятно: оно для праведников, а не для грешников. Так что закхеи – первыми на выход. Блудницы за ними…

Как все переменилось?

Признанием своего недостоинства. Искренним и без оглядки. Мы это называем «покаяние». Человек решился и принял решение. Получилась тавтология, но так точнее. Решился – это значит: воспрял духом. Одним порывом «выплеснулся» из прежнего русла в другое, в новое. Принял решение – это значит, что не для красного словца сказал, а чтобы выполнить. И стал – сын Авраама. И стал – блаженным, по слову пророка: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31: 1,2). И стал спасенным, потому что услышал: «ныне пришло спасение дому сему».

Но разве мог бы он это сделать, если бы не было в нем искры Божьей, если бы не было тоски по правде, если бы не была жива совесть? Разве вошел бы в его дом Христос, если бы дух в этом доме был мертв? Однако чтобы разгорелся тлеющий дух, надо было его всколыхнуть, дунуть на него, и Христос дунул, войдя в дом. Многие шли за Ним, некоторые принимали в своих домах, не много из них было незнакомцев – или не часто нам об этом рассказывается. Но как вы думаете, что проще: войти в дом или войти в сердце? В дом зовут многие. Как многие и приходят в этот дом Божий. Но многие ли оказываются способны позвать и принять Его в свое сердце? Всегда ли удается, войдя в дом Божий, открыть Ему свое сердце? А разве без этого встреча состоится? Свечи без этого могут гореть, а молитва – нет. Губы могут произносить слова, но если благодарность не из сердца, то она хуже пошлости.

Закхей учит нас очень многому.

Недостаточно родиться в христианской стране, чтобы быть христианином. Недостаточно принять крещение, чтобы стать христианином. Недостаточно молиться, чтобы быть услышанным Богом. Недостаточно зажигать свечи, чтобы быть увиденным. Надо открыть свои глаза, свои уши, свое сердце, чтобы увидеть, услышать и принять самому. Надо захотеть Его правды настолько, чтобы отказаться ради нее от своей неправды. Чтобы услышать слово Истины, надо не постыдиться проявить свое невежество, задавая вопрос; надо не полениться преодолеть свое невежество, вчитываясь и вдумываясь в полученный ответ, и – исполнить его. Надо быть верным своему выбору и так войти в соответствие своему призванию. В общем, чтобы стать собою, надо возвыситься над собою, превзойти себя. Например, залезть на дерево, если с него лучше видно и слышно Бога. Ну, или хотя бы прийти в храм и открыть Ему свое сердце. А можно просто дома взять в руки Писание и позвать Его и искать своим духом Его Дух. Это не тождественные действия, но результат у них одинаковый. Пост уже скоро – планируйте и решайтесь.

Протоиерей Андрей Скрынько

18.02.24.

(104)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *